Таинственные убийства, нападения вампиров, встречи с привидениями… У этих сюжетов много поклонников. Почему? Тут дело вовсе не в психических отклонениях. Опытный психолог Михаил Маркин по моей просьбе объясняет, в чем причина популярности леденящих душу книг.
- Вот мне непонятно, почему людям нравится читать про убийства или нападения монстров. Ведь в реальной жизни мы стараемся избегать таких опасных ситуаций.
- Слово «нравится» здесь не совсем подходит. Правильнее говорить о глубинной потребности, которая заключается в освоении новой и необычной информации. Человек так устроен, что ему всегда нужны новые впечатления. У меня даже есть афоризм: «Самый страшный из всех врагов – это скука, поскольку она приходит, когда все остальные уже ушли». Скука является своего рода стрессом, и чтобы спастись от нее, приходится искать разные впечатления, приятные и неприятные. Так вот неприятные несут больше информации; кроме того, с их помощью человек удовлетворяет еще одну базовую потребность – он учится новым алгоритмам поведения, учится преодолевать опасные или странные ситуации.
- То есть слушая или читая книгу, мы представляем себя ее героем и наш мозг тренируется искать выход из нестандартных ситуаций?
- Да. Мы идентифицируем себя с тем или иным героем, испытываем сопереживание. При этом в мозгу формируются «зеркальные» нейроны, у человека появляется новый социальный опыт.
- Но человек в реальной жизни не встретится с вампиром или с привидением, зачем же ему такой опыт?
- Ну во-первых, может и встретится (смеется). Ну а если серьезно, важно знать свои внутренние реакции на ту или иную необычную ситуацию, какой бы она не была. Если, к примеру, в минуту опасности человек растеряется или будет медлить, это может иметь фатальные последствия. В реальной жизни пригодятся паттерны о том, как общаться с незнакомцами, или использовать интуицию, или настойчиво искать решение сложного вопроса.
- Получается, что читая или слушая страшные книги, человек тренирует свою психику.
- Да, готовит себя к стрессовым ситуациям. И когда герой становится победителем, человек тоже примеряет его успех, учится у него достижению цели.
- Понятно. Но объясни, в реальной жизни мы не хотим испытывать страх, а страшные книги читаем. Я как-то слушала «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, до сих пор мурашки по коже от приключений героя на необитаемом острове. Ни за что не стала бы слушать второй раз…
- Надо помнить, что сюжет книги условен, читатель все-таки физически находится в безопасности. Это виртуальная реальность. Эмоции захлестывают, но тело понимает, что ему ничто не угрожает. В конце концов, всегда можно нажать кнопку «стоп».
- А ты сам любишь послушать что-нибудь ужасное?
- Сейчас для меня в литературе важнее язык и стилистика. Я выбираю книгу не по жанру, а по степени мастерства автора. Для меня нет особой разницы между фантастикой или реальностью в литературе, любой сюжет придуман; я ценю достоинства мыслей и текста, тонкость переживаний. Если говорить о ужасном, меня в свое время очень пугали малороссийские повести Гоголя.
- Недавно мне рассказали о чтеце, который начал вести на YouTube канал со страшными рассказами, у него полмиллиона просмотров…
- Думаю, что это в основном молодая публика. В юности человек активнее ищет новый жизненный опыт. Ну и душа еще не огрубела, готова воспринимать необычное.