Найти тему
N + 1

Образование в Новое время

Конец Нидерландской революции (1566–1609), Английская революция (1640–1660), Война за независимость в США (1777–1783), Французская революция (1789–1794) — таковы исторические точки отсчета, на фоне которых начала образовываться новая педагогика и новая школа. Для западной педагогической мысли это время можно разделить на два отрезка: начало Нового времени (первые три четверти XVII века) и эпоху Просвещения (примерно конец XVII — начало XVIII века). В 16 тексте проекта «Удаленное образование» мы говорим о том, что происходило с образованием в эпоху Нового времени.

Проект «Удаленное образование» создается при поддержке АНО «ИРИ».

Несмотря на революции, Новое время — период, когда экономика Запада активно развивалась: росло количество мануфактур, сельскохозяйственные производители и ремесленники были вовлечены в интенсивный товарообмен. Эта веха в истории началась параллельно с последними десятилетиями эпохи Революции. Иезуитские школы, о которых мы говорили в предыдущем тексте, продолжали функционировать. Но параллельно с ними развивались новые более свободные взгляды на образование, которые заложили реформаторы.

Были попытки организовать всеобщий образовательный процесс в некоторых странах. Даже были приняты уставы. Первый в 1619 году приняло Веймарское княжество (Германия). А следом еще несколько стран. Уроки тогда начали вести на национальных языках, а не на латыни. Стали усложняться школьные предметы, добавляться новые. Если раньше было только чтение, письмо, счет, пение и религиозная теория, то теперь добавились еще география, история, элементы права, этика, эстетика. Плюс важным стало изучение французского языка — так как он стал придворным языком и языком международного общения.

Зрела необходимость в более углубленном образовании и возникновении университетов. Они и начали открываться в XVIII веке, в период эпохи Просвещения (об этом наш следующий текст).

***

Человек XVII века Западной Европы — активный субъект, вырвавшийся из средневековых пут. Способный благодаря саморазвитию и накопленным знаниям прожить жизнь индивида, полагаясь только на себя. Английский философ, историк и политик Фрэнсис Бэкон (1561–1626), один из главных деятелей Нового времени, сказал: «Scientia potentia est». Латинский афоризм, который гласит, что сила в знании. Цели образования, по Бэкону, — умение учащихся ориентироваться в окружающем мире и приобретать знания. По его мнению, развитое общество возможно только благодаря развитию каждого индивида. Немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц (1646–1716) дополнил слова Бэкона: «Мудрость — это совершенное знание принципов всех наук и искусств».

Вместо схоластического многознания, оторванного от практики, Бэкон ставил во главу угла науку, тесно связанную с философией. Но в то же время науку, в основе которой лежат эксперименты и опыты.

Он даже начал писать программу «Великого восстановления наук» (из шести задуманных частей, написал только две), в которой доказывал необходимость пересмотра университетских традиций и системы преподавания, важность взаимодействия европейских университетов друг с другом. А также писал о важности выделения государственного финансирования для развития научной деятельности: «Вообще же следует твердо помнить, что едва ли возможен значительный прогресс в раскрытии глубоких тайн природы, если не будут предоставлены средства на эксперименты».

В качестве учебного метода Бэкон говорил не только о важности эксперимента, но и наблюдения и исследования. Считал, что усваиваются только те знания, что отчетливо понятны, доказаны и проверены опытным путем. Подчеркивал значение справочной литературы в образовании. Для развития памяти он рекомендовал поощрять школьные театральные представления и драматургию.

В XVII веке на человека перестают смотреть с точки зрения религиозной трактовки: как на законченное и неизменяемое существо, наделенное пороками от рождения. В педагогике начинают постепенно пробиваются ростки научного знания, развиваются новые идеи о назначении человека, его сущности, о возможности влияния на личность через воспитание. В этот период новая педагогическая мысль опиралась на данные, полученные путем экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования.

Западная цивилизация и педагогическая традиция в XVII столетии осуществила скачок, который потом дал свои плоды в эпоху Просвещения. Педагогика наконец-то отделяется от философии. И развивается уже отдельно как новая ветвь научного знания: со своим предметом исследования, проблематикой, аргументацией и понятийно-терминологическим языком. Так начинает зарождаться новая педагогическая система.