Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
(А.С.Пушкин)
Смешно-стыдно сказать, но получив приглашение в эногастрономический тур по Ростовской области, я была уверена, что в тексте опечатка, что буковка «т» пропущена, настолько ничтожными были мои знания о вине (эно – вино? что, правда?). И знания, и практика общения с ним. Может, то был неудачный опыт винопития в молодости, но как-то я больше другие напитки предпочитала.
Поняла, куда и зачем еду, уже в автобусе до Ростова-на-Дону и порядком озадачилась: как же я буду рассказывать о том, что не люблю? Эх, ворона-глупында!)) Меня не собирались поить, меня знакомили. Аккуратно, красиво, вкусно – великолепно! Ведь вино в бокале – это только финал его истории, а рождение ее – земля и солнце, природа, влюбленные в свое дело люди, традиции, история, увлеченность! Без всего этого вино - не вино. Вот так и буду рассказывать-показывать, вспоминая солнце на краешках виноградных листьев, донскую землю, ее людей и ее виноградную лозу.
Итак, сначала было…
Виноградники? О, да! Виноградники на берегу реки, давшей название всему этому винодельческому хозяйству – Эльбузд. Встретите это название на винной бутылке, знайте, оно именно отсюда, с этих берегов.
Эльбузд. Красиво звучит! Что значит? А кто его уже знает? То ли бывшие здешние черкесские князья такую фамилию носили, то ли от тюркского «утренняя заря», то ли «ледяная река», как в самом хозяйстве уверены, но и звучит красиво, и сама красива, и виноградники по ее берегам – ничего красивее и представить нельзя.
И солнце! И собранный только что виноград, сладкий-сладкий. И люди со сбора… Он здесь только руками собирается, виноград.
Я уже произнесла слово «дегустация»? Нет? И правильно. Рано)) Разве не интересно посмотреть, что с бережно собранным вручную виноградом происходит дальше? А дальше, даже на самых первых этапах, уже становится ясно, что на выходе должно быть вино, а не тот бурдомицин, что за него частенько выдается в магазинах.
Вот в этом прессе, что среди себе подобных, как майбах среди ауди и мерседесов, сок из винограда отжимается очень бережно, именно только сок, а не все, что можно при желании выжать из мякоти, кожуры и даже косточек. А ведь если косточку раздавило, выделяется кислота, и мы потом отказываемся от вина, говоря, что от него болит голова. От хорошего не болит, проверено!))
Левее на фото штука, которая называется труба в трубе. Сделали ее в виде нарезного ствола, сделали в Германии, как и остальное оборудование винодельни, а принцип действия такой: в одну трубу подается холодная вода, а во вторую – виноградный сок, и сок этот моментально остужается на 12 градусов. Для чего? А чтобы без всякого химического воздействия предотвратить его окисление и не потерять необходимое качество. Потом охлажденный сок подается на мацерацию.
Мацератор, как нам сказали, на всю Россию один, именно здесь, в Донском винодельческом хозяйстве «Эльбузд», он вытягивает из кожуры ароматику. Сок Шардоне, Пино Нуар, Каберне Фран (да, классика, ведь и работает хозяйство под «присмотром» ведущего французского энолога Мишеля Роллана) заливается в ванну, стоит в ней около 8 часов и насыщается ароматикой из кожуры.
А знаете, что большинство процессов рождения вина происходят ниже уровня земли? Вот тут, в ферментёрах и стекателях, оно бродит. Стекатели – потому что после окончания процесса брожения сусло снимается самотеком, а не отжимается, именно эта фракция наилучшая для приготовления «правильного» вина.
Для элитных вин емкости поменьше, такое вино делается малыми сериями. Когда у винодельни есть такие установки, это означает, что она делает премиальные вина.
Я, пожалуй, не смогу грамотно описать весь процесс (не технарь, извините), но слушать увлеченных и гордящихся своим делом людей – одно удовольствие. «Вино должно быть бархатистым, элегантным, а не заизюмленным», - на этом я еще раз убедилась в тот день, что ценитель вин из меня нулевой, мне-то ведь как раз послаще бы)) Ну, ничего, уговаривала я себя, буду учиться понимать, за тем и приехала.
А вот и дегустация! Мерло, Шардоне, Гевюрцтраминер (хорошее название для проверки степени опьянения, а?)…
Больше не хотелось ничего запоминать, это был всего лишь первый день и первый опыт, таким он и остался в памяти: невероятно красивым, солнечным, немного сумбурным, легким и веселым.
А вино? Что ж, в эту дегустацию я хотя бы смогла отличить одно от другого, и это уже был прогресс для полного до того винного профана. Процесс познания только начинался, понятия гаражное виноделие, автохтоны, терруар еще были лишь словами, а уверенность, что вино - не мой напиток, пока достаточно устойчива.
Но продолжение следовало среди красот Ростовской области, и продолжение однажды последует здесь…