Сразу уточним, с чего это мы решили добавить к тематике канала разбор фильмов на тему Великой Отечественной. Отнюдь не ради поиска исторических ляпов и демонстрации аудитории своих познаний в части униформистики и военной техники того периода. Итак ясно, что абсолютно ЛЮБОЙ фильм такие ляпы содержит в том или ином виде и количестве.
Но для тех, кто "просто смотрит кино", хочется пояснить: на самом деле, вы не просто смотрите кино, вы принимаете участие в той самой сто раз в день упоминаемой к месту и не к месту информационной войне, хотите того или нет. Во всяком случае, применительно к фильмам про ВОВ это так. Нет, я не про 25-й кадр и прочие страшилки. То, что называется спецпропагандой, т.е. обработка в выгодном для себя ключе гражданского населения, мобресурса (призывников и резервистов) и, собственно, военнослужащих противника, давно стало сугубо практической стороной глобального противостояния в мире. В эпоху Интернета нет необходимости сбрасывать с самолетов листовки и засылать агитаторов. Блогеры всякие и свободные художники, у которых "свое видение", гораздо эффективней действуют. И если печатный текст может вызывать некоторые подозрения в объективности, то кино целевую аудиторию расслабляет и она, жуя попкорн, радостно хавает "всей семьей три раза" очередную установку про то, как плохо было все в СССР, какие злые и жестокие были садюги-чекисты, какие тупые пьяницы-генералы и как всех спас один бывший царский офицер с топором вопреки и несмотря на. Это я про жуткую ересь под названием "Топор 1943", про которую мы уже писали на канале.
Сомневаетесь-усмехаетесь? Зря. Суть работы методов спецпропаганды - выработка за счет эмоционального потрясения, сильного переживания (сопереживания) или эффекта "всем давно известно", "давно доказано", "любому образованному человеку ясно" и пр. неких устойчивых установок и ассоциаций, которые невозможно потом выбить из голов логикой. Потому что сформировались эти установки на неконтролируемом уровне сознания и любые попытки их опровергнуть вызывают лишь агрессию и ненависть, усиливая первоначальный результат. Это если упрощенно.
Проще говоря, у среднестатистического обитателя офиса, посмотревшему десяток широко разрекламированных под День Победы фильмов "про войну", где вроде бы наши гадов-фашистов бьют и побеждают, образуется цепочка ассоциаций типа "СМЕРШ - тупой упырь - садист - плохой", "КОМИССАР - трус-карьерист -плохой", ну и т.п. в том же духе - "одна винтовка на троих", "шапками закидали", "если бы не ленд-лиз", желающим продолжить самостоятельно . И можно сколько угодно показывать документы, приводить цифры - все будет бесполезно.
Логикой тут не исправить ситуацию. А что делать? А тоже самое. Клин клином вышибают. И тут мы подходим как раз к обсуждаемому фильму.
На всякий случай информируем читателей, что фильм имеет категорию "16+", хотя никаких постельных сцен не содержит. Возможно, из-за слишком долго и реалистично демонстрируемых родов в военно-полевых условиях и болезненного пристрастия одного из героев к алкоголю. Но к тексту статьи данное ограничение отношения не имеет, так что читайте смело.
Фильм сделан как притча об одиноком мстителе, но с некоторыми важными поправками к классическому сюжету. Решение, прямо скажем, спорное, но оригинальное для отечественного кино. В глаза и уши так и лезут мотивы "спагетти-вестернов" Серджио Леоне, причем буквально - музыкальная тема явно возникла на волне вдохновения от просмотра сцены типа этой :
Идея одинокого героя мистического происхождения тоже, видимо, из тех же краев (см. "Бледный всадник" с Клинтом Иствудом в главной роли). В СССР был фильм "Не ставьте лешему капканы", где чудом выживший герой ИЗОБРАЖАЛ мифическое существо, играя на верованиях местного населения, но таки в реальности был человеком. Местами невнятная сага "Белый тигр" уже явно фиксировала внимание на сверхъестественном подтексте происходящего, но не хватало этому фильму мастерских мазков, которые создают КАРТИНУ - больше напоминал он детскую аппликацию, нарезанную из цветных журналов.
В этом смысле "Красный призрак" шаг вперед. Весь фильм как иероглиф - в одном стиле, когда каждая черточка дополняет ощущение и формирует отклик у зрителя как целостная картина, а не набор сцен. Да, это не тот вариант, когда стоит смотреть кино ради игры актеров. Ее там особо и нет. Большая часть фильма показывает бой в деревне между группой полузамерзших окруженцев и немецким отрядом, в котором и погибает от выстрела в спину самого коварного немца молчаливый "Красный призрак", так и не сказавший за весь фильм ни одного слова. Но вместо него то ли оживает один из погибших в бою бойцов, то ли чудом выживает и продолжает его дело - такая умышленная недосказанность дает зрителю возможность выбрать объяснение по своему вкусу.
Притча это не мимика, это смысл. А каков смысл? Он неожиданно глубок. Возможно, не все критики из своих теплых кресел и диванов уловили его, так я помогу. По закону жанра смысл раскрывается в финальной сцене.
... Немцы вытаскивают из дома и гонят пинками на деревенскую площадь какого-то мужика. Это тот самый артист из фронтовой бригады, которого оккупанты хотели расстрелять в начале фильма и которого спас "Красный призрак". Тогда он лебезил и унижался, пытаясь доказать, что "всего лишь артист", спасти себя и свою то ли жену, то ли племянницу, то ли просто коллегу по цеху (в финале она артиста назвала "дядечка"). Теперь глаза артиста блестят ненавистью и он поет в лицо немцам "Вставай, страна огромная!".
"Расстрелять!" - командует офицер. Но тут враги начинают падать от пуль "Красного призрака". Растерянных немцев добивает толпа баб, стариков и подростков, которые пару минут назад стояли молчаливым стадом, а теперь с криком бросаются в полный рост на вооруженных врагов.
Одиночка - супермен всего лишь запал, детонатор. Призрак он или реальный человек - не важно. Он не в силах победить врага и даже спасти конкретно эту деревню не сможет - придут другие каратели с танками и артиллерией. А вот когда обычные люди отбрасывают надежу как-нибудь переждать, пересидеть и, не думая о последствиях, не стремясь выжить любой ценой, бросаются в бой, тогда и только тогда может прийти подлинная Победа.
И не зря новым "Призраком" становится не алкозависимый удалец в тельняшке, не правильный и храбрый лейтенант и даже не обмороженный романтик, а наиболее негероический персонаж - одноглазый и глухонемой крестьянин-охотник, получивший свои увечья в детстве в результате падения с яблони.
Возвращаясь к теме спецпропаганды, отметим. Как инструмент выбивания установок про "и у них была своя правда", "немцы тоже люди" и прочих примиренческих бредней, имеющих целью убить окончательно дух народа, подменив его некими "общечеловеческими ценностями" и бонусами от Сороса и К, фильм просто СУПЕР. Именно в плане технологии спецпропаганды. Да, пусть он смахивает на вестерн. Так и надо в наше время. Какие люди, такое и искусство. Чтобы понятно было и близко.
Посмотрев его и похихикав глумливо над каждым кадром, как это у молодежи принято в своем кругу (т.к. показать свое человеческое лицо типа не круто), молодой зритель унесет таки в глубине сознания нужную установку.
В фильме есть несколько "почти хороших" немцев. С добрыми молодыми лицами. Один из них даже пытается спасти русскую девушку. Но всех их находят пули "Призрака" или других наших бойцов. Нет им пощады, они враги, а не "просто честные немецкие солдаты, выполнявшие приказ". Иначе не выжить в грядущей схватке НАРОДУ, нашей ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Так что "Красный призрак", говоря современным языком, "правильное кино". Просто оно слишком правильное для большинства доморощенных кинокритиков, которым его посыл, как серпом по причинному месту. Жить то хочется сытно и долго, причем при любой власти, при этом уважать себя и гордиться собственным интеллектом и раскрепощенностью.
А коллектив канала хочет просто сказать большое человеческое спасибо Андрею Богатыреву, актерам и съемочной группе за отличную работу.
И немного не в тему, но в целом про то же стихи болгарского поэта:
"Не трогайте Россию, господа. Ей больно и без вашего укора. Она по части самооговора себе не знала равных никогда."
Даже иностранцы видят эту гнусную особенность отечественных деятелей культуры и иже с ними - каяться и проклинать свое славное прошлое. Хорошо, что есть и другие мастера.