После того, как сольный альбом Мика Джаггера "Primitive Cool" (1987) потерпел неожиданное для его создателя фиаско, а предполагавшееся масштабное турне в поддержку диска пришлось поспешно свернуть ввиду неприлично низких продаж билетов, самоуверенному фронтмену поневоле пришлось задуматься о воссоединении с группой The Rolling Stones, которую он намеревался было оставить в прошлом. Увы, мечты о блестящей карьере под собственным именем рассыпались в прах под напором суровой реальности.
Однако то, что стало ударом для Джаггера, имело массу положительных сторон с точки зрения любителей "Роллингов", а уж Кит Ричардс мог торжествовать и злорадствовать сколько угодно. Он не стеснялся предсказывать Мику, что без группы тот потерпит крах, и вот его слова получили более чем убедительное подтверждение.
Тем более, что у самого Кита (или даже кашалота) дела шли очень даже неплохо: он тоже опробовал себя на сольном поприще, сколотив крепкую банду из опытных нью-йоркских музыкантов и выпустив альбом Talk Is Cheap (1988) - в меру рок-н-ролльный, в меру фанковый, в меру свирепый, и очень обаятельный. Пластинка была тепло принята рок-сообществом, после чего авторитет Ричардса, и без того незыблемый, укрепился ещё сильнее. Другие участники The Rolling Stones тоже не теряли времени даром. Барабанщик Чарли Уоттс успешно преодолел опасное увлечение героином, записал альбом джазовых композиций и провел турне со своим биг-бэндом. Ронни Вуд вошел в сопровождающий состав кумира юности Бо Диддли и тоже съездил на гастроли. А известный ловелас Билл Уаймен охмурил нимфетку по имени Мэнди Смит, которая была младше его на 34 года, и как честный человек собрался на ней жениться. Так что, за исключением севшего в лужу Джаггера, все "роллинги" были довольны жизнью... но чего-то не хватало. Для полного счастья необходим был камбэк прославленной группы с новым материалом, и он был нужен всем: Мику - чтобы вернуть пошатнувшуюся уверенность в себе, Киту - чтобы доказать Мику, как он заблуждался, Биллу - чтобы заработать денег на свадьбу, Ронни и Чарли - чтобы просто заработать. В конце концов, им всем нравилось играть вместе, и ради одного этого стоило уладить все разногласия. Новый альбом нужен был и многочисленным поклонникам легендарного коллектива, не желавшим мириться с тем, что The Rolling Stones больше не существует. Ну и конечно, воротилы шоу-бизнеса нуждались в возвращении раскрученного бренда, благодаря которому можно было успешно продавать не только музыку, но и массу сопутствующих вещей. В общем, Мик и Кит были просто обречены помириться.
Историческая встреча двух рок-н-ролльных исполинов состоялась в январе 1989 года на острове Барбадос с его благословенным климатом, который, безусловно, способствовал хорошему настроению. После дружеских объятий и взаимных подколок Джаггер и Ричардс приступили к сочинению песен и с ходу написали несколько черновых вариантов будущих шедевров. К ним вернулась былая "химия", то есть взаимодействие на уровне инстинктов, не требующее слов. К тому же у каждого уже были какие-то заготовки, которые можно было пустить в дело. Воодушевленные таким началом, Мик и Кит обосновались в студии Blue Wave, принадлежавшей регги-музыканту Эдди Гранту, и вызвали к себе остальных "стоунов" для репетиций. Там был почти полностью отработан материал для альбома, а окончательную запись делали в другом райском уголке, на острове Монтсеррат, где располагалась студия AIR. Там к музыкантам присоединился продюсер Крис Кимзи, перед которым стояла нелёгкая задача - выбрать из почти пятидесяти новых песен самые достойные, чтобы составить из них трек-лист для пластинки. Впрочем, обстановка на сессиях была самая дружелюбная, никто не скандалил и не тянул на себя одеяло, так что работалось легко. Сводили диск в Лондоне, а когда всё уже было готово, группа посетила марокканский город Танжер, чтобы совместно с местными музыкантами записать композицию, посвящённую памяти Брайана Джонса. И в августе 1989 года на прилавках музыкальных магазинов появился новый альбом The Rolling Stones, названный "Steel Wheels" - "Стальные колёса", в который вошло 12 песен - одна другой краше.
(Интересный факт: вскоре после выхода диска студия AIR, принадлежавшая компании битловского продюсера Джорджа Мартина, была полностью разрушена тропическим ураганом Хьюго и осталась лежать в руинах, так что Steel Wheels - последний записанный в ней альбом).
И вот как причудливо тасуется колода: давным-давно, в 1967 году, газета Times опубликовала в защиту музыкантов группы редакционную статью "Бабочка на колесе", где под бабочкой подразумевались тонкие творческие натуры, а под колесом - суровые обвинительные приговоры за мелкие шалости с наркотиками. А теперь заматеревшие "Роллинги" уже сами наезжали стальным рок-колесом на изменчивый мир, заставляя его прогнуться под себя. Новый альбом получился очень солидным, перечеркнув все неудачи и распри, преследовавшие группу в восьмидесятых. Самое главное - группа перестала пытаться следовать сиюминутной моде, сделав классическую пластинку Rolling Stones. Как оказалось, именно этого от неё и ждали.
🔶Sad Sad Sad (Грустный, грустный, грустный)
Альбом начинается, как и положено, веским рок-боевиком, пусть и не слишком оригинальным. Это как бы заявление о намерениях, сигнал возвращения в форму. Мощный драйв, подкрепленный партией духовых, вселяет оптимизм для дальнейшего прослушивания.
🔶Mixed Emotions (Смешанные чувства)
Есть шедевр! Задорный, как в юности, голос Джаггера несет позитив, а рифф Ричардса неудержимо подталкивает песню к страстному припеву, как бы взмывающему в небо. Группа звучит великолепно, правда, барабанщик Чарли Уоттс решил не усложнять себе жизнь и отработал в режиме метронома. Впрочем, особых изысков от него здесь и не требовалось.
🔶Terrifying (Ужасающий)
А вот здесь ритм-секция Уоттса и Билла Уаймена творит фанковые чудеса, поверх которых Джаггер исполняет изобретательную вокальную партию, по-актёрски играя голосом. И это звучит гораздо интереснее, чем его работа на Dirty Work, где Мик преимущественно рычал и лаял вместо пения. Композиция украшена соло на трубе Родди Коримера, а также подпевками очаровательной Лизы Фишер.
🔶Hold On To Your Hat (Будь начеку!)
Быстрая и шумная вещь, почти панк-рок. Билл Уаймен отпросился на свидание со своей юной пассией, поэтому на бас-гитаре здесь Ронни Вуд, а гитарные партии исполнили Ричардс и Джаггер. Чарли Уоттс задал взвинченный темп, и музыканты отыграли квартетом, без привлечения посторонних сил, выложившись на полную. Звучит, как номер для портового кабака, где песня без сомнения была бы принята на ура.
🔶Hearts For Sale (Сердца на продажу)
Джаггер негодует, гневается и скандалит по поводу фальши и лицемерия в обществе. Здесь его рычание вполне уместно, как и классная игра на губной гармонике. Ричардс сочинил очередной убойный рифф, а Уоттс вновь зажег на барабанах, сыграв с настроением и фантазией. Очень, что называется, добротная композиция.
🔶Blinded By Love (Ослеплённый любовью)
Сочиняя текст для этой акустической баллады, Джаггер привлёк своего брата Криса в качестве "литературного редактора", ведь в песне упоминались такие персонажи, как Марк Антоний, библейский Самсон и король Эдуард VIII, отрекшийся от престола ради брака с разведенной женщиной. Мик призывает всех влюбленных быть осторожными и не терять голову, ведь эти великие люди погубили себя, будучи" ослеплены" своими чувствами. Чтобы подчеркнуть фолковую направленность песни, в аранжировку были включены партии скрипки и мандолины, которые исполнил приглашённый музыкант Фил Бир.
🔷Rock And A Hard Place (Между молотом и наковальней)
Роллинг Стоунз всегда вдохновлялись "черной" музыкой, блюз и соул составляли основу их раннего репертуара. Позже к этим двум составляющим добавился фанк, и его влияние очевидно в этой композиции, с которой начинается вторая сторона виниловой пластинки. Тут и дудки, и женский хор, и конгениальная бас-гитара Билла Уаймена... Впрочем, рока здесь тоже хоть отбавляй. Джаггер и Ричардс сочинили немало песен на стыке этих жанров, и Rock And A Hard Place - одна из лучших.
🔷Can't Be Seen (Нельзя, чтобы нас видели)
Большущий вклад Кита Ричардса в музыку Rolling Stones не подлежит сомнению. Песня Can't Be Seen - типичное произведение маэстро, в котором он сам исполняет ведущий вокал. Надо отметить, что голос Ричардса с годами окреп, а его пение стало более уверенным. И если в молодости он предпочитал петь нечто тягуче-блюзовое, то здесь перед нами напористый рок в достаточно высоком темпе. При этом Кит обошёлся без джаггеровской поддержки - Мик вообще не участвовал в записи трека.
🔷Almost Hear You Sigh (Почти слышу твои вздохи)
Тематически эта песня продолжает предыдущую, только там была история запретной любви, которую приходится скрывать от окружающих, а здесь герой уже сокрушается о том, что любимая его покинула. И опять Ричардс - главное действующее лицо, хотя поёт на сей раз Джаггер. Кит написал песню вместе с барабанщиком Стивом Джорданом ещё во время работы над сольным альбомом Talk Is Cheap, но приберёг её для Rolling Stones. Джаггер слегка изменил текст и попал таким образом в соавторы. Спел он очень душевно, а Кит даже немного поиграл на испанской гитаре - не Пако де Лусия, конечно, но всё же. Получился отличный лирический номер, заслуживший номинацию на "Грэмми".
🔷Continental Drift (Дрейф континентов)
Потрясающий шедевр с восточными мотивами! Это та самая композиция, ради записи которой группа ездила в Марокко. Там музыканты The Rolling Stones играли вместе с коллективом The Master Musicians Of Jajouka под управлением Башира Аттара - человека, помнящего, как к ним в деревню приезжал Брайан Джонс, живо интересовавшийся восточной музыкой. Характерный спиральный ритм, вводящий в транс - это их фишка! Хотя основу для композиции заложил Джаггер ещё во время сессий на Монтсеррате. В итоге получился своеобразный спиритический сеанс, и есть надежда, что дух Брайана остался доволен тем, что он услышал.
🔷Break The Spell (Развей чары)
Эта скромная, сдержанная песенка несколько выпадает из общего монументального настроя, но позволяет расслабиться после кипения страстей на предыдущем треке. Аккомпанемент преимущественно акустический, Вуд опять выполняет роль басиста, а Джаггер почти шепчет слова, словно произносит мистические заклинания. Под настроение - очень даже неплохо.
🔷Slipping Away (Ускользая)
Матёрый пират Кит Ричардс вновь крадёт шоу, как и на предыдущем альбоме Dirty Work, исполняя под занавес проникновенную лирическую балладу. Этот контраст внешности и содержания производит неотразимый эффект: когда такой человек поёт сентиментальные песни, они пробирают насквозь, поскольку в них нет ни грамма слащавости и фальши. Прекрасное завершение альбома, оставляющее послевкусие, в котором радость смешана с лёгкой горчинкой и чувством сожаления по ускользающим моментам.
Когда альбом вышел в свет, он безоговорочно считался творением "позднего" периода существования группы, которая уже тогда воспринималась как собрание почетных ветеранов и динозавров. Но с тех пор прошло уже более тридцати лет, а "Роллинги" до сих пор в строю! Видимо, стоит причислить "Steel Wheels" к "среднему" периоду, пусть это и странновато звучит. Как бы то ни было, альбом показал, что пороха в пороховницах ещё полным-полно, тем более, что после его выхода группа предприняла грандиозное гастрольное турне, подобных которому в её истории ещё не было. Успех этих концертов превзошёл все ожидания: народ думал, что это, возможно, последнее турне (ага, размечтались!) и сметал недешёвые билеты как горячие пирожки.
Переполненные стадионы наблюдали за выступлениями кумиров среди декораций, поражающих своими масштабами.
Это было последнее турне в составе The Rolling Stones для бас-гитариста Билла Уаймена. Билл покинул группу в начале девяностых, посчитав, что большего успеха она уже не добьётся - как же он ошибался! Впрочем, тогда никто бы не взялся предсказать будущее коллектива - на это не хватило бы самой смелой фантазии. Главное, что группа вернулась на большую сцену, сумев всех удивить и вновь пробудить интерес к своему творчеству. Других таких примеров я даже и не знаю, разве что Deep Purple наделали шуму своим воссоединением в 1984 году. А вот попытки ELP или Grand Funk были явно неудачными, что же касается The Beatles и Led Zeppelin, те даже и не пытались. Ну, а The Rolling Stones оказались самыми живучими, и глядя на них, становится понятно почему. Просто этим людям очень нравится играть вместе, вот и весь секрет.