Найти тему
Шакко: об искусстве

Выставка о романтической живописи в Третьяковской галерее

Любите красоту и историю? Тогда поспешите увидеть!

Выставка "Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии" проходит в ГТГ на Крымском валу, в обычном большом выставочном зале на втором этаже (до 8 августа 2021 года, совсем немного осталось, спешите).

Теодор Ребениц. «Италия и Германия» (фрагмент). 1835.
Теодор Ребениц. «Италия и Германия» (фрагмент). 1835.

С удивлением обнаружила, что я, побывав на вернисаже, почему-то забыла выложить свой репортажик об этом. Восполняю пробел и рекомендую выставку: весьма любопытная.

Главной бросающейся в глаза особенностью выставки является ее нестандартная выставочная архитектура. Ее автор - очень знаменитый архитектор Даниель Либескинд, который превратил привычное нам пространство ГТГ в настоящий лабиринт, поставив перегородки под невероятными углами, да еще и выкрасив их иногда в контрастные цвета.

Выставка сборная, большая, на ней представлены более 300 работ из 38 государственных и частных собраний России, Германии, США и Эстонии. Из постоянной экспозиции ГТГ даже временно вынули 50 предметов, что бывает крайне редко.

 "Поцелуй" Ф. Моллера (фрагмент)
"Поцелуй" Ф. Моллера (фрагмент)

По концепции выставка сложная и требует умственного напряжения. Безусловно любопытна она будет тем, кто любит 1-ю половину 19 века, прочим же придется немного настроить свой разум и принять правила игры, диктуемые кураторами. Идея состояла рассказать о том, что эпоха романтизма в Германии и России была весьма похожа, причем не только потому, что мы соседи и постоянно путешествовали, а по общим умонастроениям. Например, забавно, как немецкие и русские художники, находясь в Италии, писали одни и те же "глянцевые" пейзажи Сорренто.

Много выставлено наших классиков (Брюллова, Венецианова, Тропинина и проч.), которых в постоянной экспозиции не особо разглядываешь. Да и вообще, как давно вы ходили в постоянную экспозицию в Лаврушинском.

Или можно смотреть эту выставку через призму персоналий, главных художников: Алексей Венецианов, Александр Иванов, Каспар Давид Фридрих, а также малоизвестный у нас Карл Густав Карус, который оказался очень любопытным пейзажистом.

Г.К. Карус. Балкон в Неаполе
Г.К. Карус. Балкон в Неаполе

Но помимо работ этих главных художников, представлено очень много мастеров, находившихся на орбите и работавших в том же русле. Хотя, что значит, "на орбите"? Брюллов, Тропинин, Сорока - разве можно про них так сказать? Однако когда сморишь на немецкие картины, собранные германскими музейщиками, видишь, что для них их немецкие представители позднего ампира и бидермайера, назорейцы и проч., также дороги, как нам Тропинин -- но для нас они такие же очень смутно знакомые эрудитам имена, как для иностранцев Тропинин.

Ю. Шнорр фон Карольсфельд. Свв. Елизавета и Захария у Св. Семейства (фрагмент). 1817
Ю. Шнорр фон Карольсфельд. Свв. Елизавета и Захария у Св. Семейства (фрагмент). 1817

Сходство, тем не менее, действительно поражает, однородность.
Очень всем рекомендую тщательно читать экспликации и прочие надписи на стенах, иначе нить концепции теряется. Каждая выгородка - это тематический раздел (типа «Романтическая дружба», «Мир детства», «Природа», «Интерьер», «Музыка»; они подписаны сверху крупными буквами). Каталог тоже крайне подробный, представляющий собой единый концепт.

После закрытия в Москве выставка поедет в Дрезден (Альбертинум -- второй большой вкладчик экспозиции).

На выставке представлено очень много портретов: как известных людей -- творцов романтизма (пером или деньгами), так и просто обычных, порой неизвестных людей, стилистически относящихся к эпохе.

Отдельная выгородка посвящена декабрьскому восстанию (в контексте любви к свободе, декларируемой главной темой выставки, а также дружбе и проч.). Выставлены документы, графика (снимать трудно). Вот, для памяти щелкнула витрину, где, например, знаменитые бестужевские зарисовки жизни декабристов в ссылке, которые тоже крайне редко выставляют.

Есть и другие исторические артефакты, например, сапоги Наполеона, которые тщательно хранятся в Дрездене, как реликвия одного из его поражений.

Великие художники любопытны не очень растиражированными вещами.

Из Эрмитажа привезли много картин К.Д. Фридриха, но я их отдельно снимать не стала.
Некоторые вещи поражают и умиляют сусальностью.

Фердинанд Хартман. Психея. 1797
Фердинанд Хартман. Психея. 1797

Отдельный раздел посвящен культу Сикстинской мадонны у этого поколения, ее бесчисленным повторениям и вариациям.

Попытались и рассказать об отношении людей этой эпохи к религии.

Очень много представлено пейзажей, которые действительно стали для этой эпохи одним из доминирующих жанров, позволяющих рассказать о душе и чувствах.

Карл Блехен. Виселица в грозу. Ок. 1835
Карл Блехен. Виселица в грозу. Ок. 1835

Лично мне, помимо лиц, особенно интересно было смотеть на запечатленный быт. Как раз в этот период большую популярность приобретает жанр "портретов комнат", т.н. Zimmerbilder.

Главная новость этикетажа выставки (для меня): этот "Сорока" -- больше не "Сорока".

Неизвестный художник. "Отражение в зеркале". 2-я четверть 19 века. ГРМ.
Неизвестный художник. "Отражение в зеркале". 2-я четверть 19 века. ГРМ.

Выставка работает до 8 августа 2021.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.