С недавних пор я заинтересовался местными локальными промыслами народов, населяющих те или иные уголки нашей страны (а в перспективе и не только нашей). Изделия ручной работы сами по себе обладают особенной притягательностью - я не раз заказывал у мастеров, к примеру, ножи. И уж совсем интересно, когда предметы исторически зародились именно здесь, в этом крае, обусловились спецификой быта и сырья, впитали фольклор, сказания и легенды. Такие вещи - концентрированный дух времени и места, где они появились. В моих планах - создать дома небольшой музей с этническими сувенирами и поделками, привезенными из самых разных мест.
Начало этому пути я положил на своей малой родине, в Липецкой области. У нас два основных локальных ремесла - Романовская глиняная игрушка и хохломская роспись по деревянной посуде.
За романовской игрушкой я поехал в посвященный ей центр, расположенный в селе Троицкое под Липецком. Несмотря на кажущуюся неактуальность в нынешнее время глиняных свистулек, центр очень даже жив, принимает гостей, устраивает мастер-классы и обучает детей в кружке. Там я приобрёл себе вот такого позитивного козлика, который даже способен издавать несколько нот.
Хохлому удалось приобрести прямо на фабрике Липецкие узоры, где не было такого настроя на публичность, но однако присутствовал шоу-рум с возможностью покупки. Кроме того, некоторая хохлома уже была в бабушкиных запасах. Итого получилась примерно такая подборка.
Хотелось бы также похвастаться работами своей мамы, которая в прошлом занималась хохломой.
Итак, вопрос с романовской игрушкой и хохломой я условно закрыл ещё в Липецке. Дальше была долгая поездка, о которой написана отдельная статья, и первым пунктом этой поездки был город Саранск - столица республики Мордовия. О самом Саранске особо распространяться не стану, потому как это не очень в стиле моих статей, но несколько фото выложу для общего представления.
В целом могу однозначно порекомендовать Саранск к туристическому посещению - город уютный, опрятный и местами положительно вычурный. А ноги растут из чемпионата мира, который проводился в том числе в Саранске и к которому город был чуть ли не заново отстроен. Теперь там есть нехилая Мордовия-арена
Но вернёмся к этническим сувенирам. Обычно республики бывают богаты на свои местные промыслы и ремесла. Республика Мордовия в этом плане относительно скромна, а национальное самосознание мордовских народов (эрзи, мокши, шокши) затеряно среди бытовой действительности и долгого совместного проживания с русскими.
Мордовия сейчас - элемент России, но с оттенком собственной национальности и этничности. Потому здесь можно встретить лавки с чисто мордовскими сувенирами, национальные узоры в оформлении витрин и дублирование названий улиц на эрзянском и мокшанском - но на этом колорит целого финно-угорского народа практически заканчивается. Я предварительно изучал, какие здесь можно купить сувениры, каких больше нет нигде (хотя бы до определенной степени сходства) и пришел к выводу, что сейчас таким предметом является только Тавлинская игрушка.
Есть и другие народные промыслы Мордовии. Например, Урусовские валенки. Но валенки есть и во многих других регионах России - Вологда, Ярославль, Кострома, даже Воронеж.
Есть Мордовские куклы - им, конечно, следует уделить внимание, но при беглом изучении вопроса я не нашел существенных отличий от русской куклы.
Есть керамика, с которой такая же история, как с валенками - почти в каждом регионе России есть гончарные традиции, различия между которыми заметны лишь для знатоков, а во многих случаях различий вовсе не существует.
Вот и выходит, что сегодня Тавлинская игрушка - наиболее самобытный сувенир Мордовии, ее визитная карточка, неочевидная почему-то для многих владельцев сувенирных лавок.
Промысел резьбы по дереву существовал в этих местах давно и к 20 веку, после множества тяжёлых и неоднозначных исторических периодов, постепенно угас. Его возрождение - во многом, заслуга Николая Ивановича Мастина, который в 70-х годах 20-го века основал в селе Подлесная Тавла школу резьбы по дереву и во многом определил развитие этого ремесла на десятилетия вперёд.
Сейчас Тавлинская деревянная игрушка узнаваема по своему грубоватому, но в то же время умелому стилю с простотой общей композиции и вниманием к отдельным деталям. Здесь как сюжеты народных сказаний, так и персонажи из простого крестьянского люда. Многие фигурки не лишены комичности и карикатурности, что выражается в их пропорциях, позах и иногда мимике.
Сердце явления Тавлинской игрушки - в селе Подлесная Тавла всего в 20 км от Саранска. Здесь расположено этно-кудо - выставочный центр, и он же музей эрзянского быта, и он же в некотором смысле шоу-рум, где некоторые понравившиеся поделки можно сразу приобрести прямо у мастера, который из изготовил.
Сам комплекс состоит из приусадебного участка с избами, обставленными настоящими предметами быта
И территории за участком, где обычно располагается огород, украшенной крупными статуями. Все они сотворены мастерами со всей России, приезжавшими сюда на фестивали резьбы по дереву.
Отсюда видно поросший дубами кряж, нависающий с севера над селом.
До него мы также сходили и поднялись даже на подобие смотровой площадки с видом на Подлесную Тавлу и окрестности вокруг нее
Ведёт сюда довольно крутая тропинка по сыпучим камням.
Итак, что же вышло по сувенирам. В самой Тавле мы купили коня - наиболее узнаваемый и популярный сюжет, восходящий к глубинам эрзянской мифологии.
Быка
И небольшую берестяную свистульку тораму, имеющую также определенное значение в народном эпосе. Звук у меня получился не сразу, а когда получился, не назвал бы его мелодичным, но смысл и не в этом.
Вернувшись в Саранск, мы нашли в книжно-сувенирном магазине ещё одну поделку, которая меня заинтересовала - такой вот забавный крепыш дед.
В этно-кудо, хотя мы и приехали только вдвоем, нам коротко, но занимательно рассказали о значении Тавлинской резьбы в современной истории Мордовии и о том, какие у нее есть перспективы. Уже сейчас Тавлинскую игрушку считают одним из чудес финно-угорского народа.
В целом от посещения Мордовии и охоты на её сувениры осталось впечатление того, что несмотря на прошедший чемпионат мира и новую веху в истории города туристической составляющей именно мордовского национального быта уделяется недостаточное значение. Направление русской самобытности может идти параллельно местной этнике, отдавая дань долгому совместному существованию.
Спасибо за чтение!