Все художники осознанно используют ряд приёмов для удержания зрительского внимания. Одно из главнейших средств изобразительного искусства — контрасты.
Раз в две недели я рассматриваю одну работу по списку контрастов, который составил известный теоретик искусства Йоханнес Иттен.
Довольно часто меня спрашивают, почему я не объясняю эту теорию на примере своих работ. Ну от скромности, конечно, хотя к чему это? Расскажу о своей практике на ниве применения теории контрастов.
Напомню, что живопись отличается от раскрашенной картинки тем, что она построена на изменении цвета вслед за изменением формы. А разница между цветовыми пятнами называется контрастом.
В живописи различают семь видов контрастов
Цветовой контраст
Вся гармония тут построена на охристых и синих оттенках. Такой способ подбора цвета в живописи называется ограниченной палитрой.
Температурный контраст
Цвета радуги делятся на тёплые и холодные. Происходит это деление условно пополам: от жёлтого до красного все цвета считаются тёплыми, а от фиолетового до зелёного — холодными. Но на деле иногда сложно сказать, какой цвет холоднее, а какой теплее. Например: сине-зелёный или сине-фиолетовый? Моя палитра таких сложных вопросов не ставит, потому что центр композиции, т. е. голова модели и её окружение, тёплые, а всё окружение холодное.
Контраст дополнительных цветов
По Иттену двенадцатичастную радугу можно замкнуть в кольцо, и тогда друг напротив друга окажутся наиболее контрастные цвета, которые мы называем дополнительными.
Изначально синий и оранжевый относятся к дополнительным, однако в моей работе открытых оттенков нет, поэтому контраст по принципу дополнительности есть, но он смягчён.
Контраст по насыщенности
Он возникает, если рядом оказываются яркий и приглушённый цвета. В своей композиции я его не использую.
Контраст по светлоте
А вот этот приём присутствует дважды. Тёмное пятно волос выделено светлым фоном кленового листа, а светлая рубашка подчёркнута тёмно-синим окружением.
Контраст по размеру цветового пятна
Считаю интересным изменение масштаба ботанического элемента относительно головы человека. В природе такого не встречается, поэтому взгляд зрителя может дополнительно остановиться на работе.
Контраст, которого нет (симультанный)
Суть явления в том, что глаз хочет видеть комплиментарный (напротив лежащий в цветовом круге) оттенок рядом с пятном определённого цвета. Поэтому если около охристого пятна положить глухое синее, то синий будет выглядеть более выразительным.
А вы чем хотели бы дополнить мой разбор? Какое ещё выразительное средство заметили?
Все статьи этой рубрики можно посмотреть по тегу #контрасты_кс — жмите на него.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.