Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Разбираю контрасты в своей акварели «Юность — осень детства»

Оглавление

Все художники осознанно используют ряд приёмов для удержания зрительского внимания. Одно из главнейших средств изобразительного искусства — контрасты.

Раз в две недели я рассматриваю одну работу по списку контрастов, который составил известный теоретик искусства Йоханнес Иттен.

Довольно часто меня спрашивают, почему я не объясняю эту теорию на примере своих работ. Ну от скромности, конечно, хотя к чему это? Расскажу о своей практике на ниве применения теории контрастов.

Салимова К. В. Юность — осень детства, бумага, акварель, 28х40, 2019 г.
Салимова К. В. Юность — осень детства, бумага, акварель, 28х40, 2019 г.
Напомню, что живопись отличается от раскрашенной картинки тем, что она построена на изменении цвета вслед за изменением формы. А разница между цветовыми пятнами называется контрастом.

В живописи различают семь видов контрастов

Цветовой контраст

Вся гармония тут построена на охристых и синих оттенках. Такой способ подбора цвета в живописи называется ограниченной палитрой.

Температурный контраст

Цвета радуги делятся на тёплые и холодные. Происходит это деление условно пополам: от жёлтого до красного все цвета считаются тёплыми, а от фиолетового до зелёного — холодными. Но на деле иногда сложно сказать, какой цвет холоднее, а какой теплее. Например: сине-зелёный или сине-фиолетовый? Моя палитра таких сложных вопросов не ставит, потому что центр композиции, т. е. голова модели и её окружение, тёплые, а всё окружение холодное.

Контраст дополнительных цветов

По Иттену двенадцатичастную радугу можно замкнуть в кольцо, и тогда друг напротив друга окажутся наиболее контрастные цвета, которые мы называем дополнительными.

Цветовой круг, состоящий из 12-ти оттенков. В центре приглушённые оттенки
Цветовой круг, состоящий из 12-ти оттенков. В центре приглушённые оттенки

Изначально синий и оранжевый относятся к дополнительным, однако в моей работе открытых оттенков нет, поэтому контраст по принципу дополнительности есть, но он смягчён.

Контраст по насыщенности

Он возникает, если рядом оказываются яркий и приглушённый цвета. В своей композиции я его не использую.

Контраст по светлоте

А вот этот приём присутствует дважды. Тёмное пятно волос выделено светлым фоном кленового листа, а светлая рубашка подчёркнута тёмно-синим окружением.

Контраст по размеру цветового пятна

Считаю интересным изменение масштаба ботанического элемента относительно головы человека. В природе такого не встречается, поэтому взгляд зрителя может дополнительно остановиться на работе.

Контраст, которого нет (симультанный)

Суть явления в том, что глаз хочет видеть комплиментарный (напротив лежащий в цветовом круге) оттенок рядом с пятном определённого цвета. Поэтому если около охристого пятна положить глухое синее, то синий будет выглядеть более выразительным.

А вы чем хотели бы дополнить мой разбор? Какое ещё выразительное средство заметили?

Все статьи этой рубрики можно посмотреть по тегу #контрасты_кс — жмите на него.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Насколько токсична акварель?