Найти тему

Возвращение в Зурбаган, или Грин, бандиты и Перестройка

Фильм Олега Гойды вышел в 1990-м году и в нем уже видны все приметы наступающего времени. Это и бандиты, имеющие власть и деньги, и девушка, ведущая свободный образ жизни, и денежная работа официанта. Обшарпанные дома, разбитые мостовые, старый асфальт. Тоска и безнадега. Но рядом со всем этим - море, прекрасное и вечное. Узкие улочки и уютные домики. Уличные музыканты и художники. И постепенно крепнущая уверенность в том, что будущее - в наших руках.

Это история Владимира Старкова, который отсидел 8 лет в тюрьме (как я понимаю, за ограбление квартир) и наконец вернулся в свой родной южный город. За эти годы многое изменилось. Его школьная любовь Татьяна родила дочь Нелли и практически пошла по рукам, меняя мужчин каждый год. Его друзья из криминального мира оперились и теперь имеют определенное влияние на местные власти.

Татьяна (С. Рюмина).
Татьяна (С. Рюмина).

Владимир пытается найти свое место в этом мире, наладить отношения с Татьяной и с Нелли. Может быть, не все кончено и возможно начать жизнь сначала?

Владимир (В Никитин).
Владимир (В Никитин).

У сожалению, ленте "Возвращение в Зурбаган" присуще все недостатки фильмов студии имени Довженко. Это невнятность сюжета, в котором можно обнаружить огромные дыры (линия похищения Нелли), неопределенность жанра (для фильма-ностальгии слишком много стрельбы, для боевика слишком мало экшна, да и сцена с музыкантами на колесе обозрения - не отсюда), не очень убедительная игра актеров (все сцены, когда им надо смеяться или радоваться, откровенно завалены, Лена Кириллова в роли Нелли временами очень фальшива).

Нелли (Л. Кириллова)
Нелли (Л. Кириллова)

И, тем не менее, есть в этом фильме что-то. Мечты о дальних странах? Тоска по несбывшемуся? Желание снова вернуться в юность? Вера в победу добра?

-5

А еще эта лента крайне интересна с точки зрения менталитета советских людей времен 80-х. Символы зажиточности в квартире Киселя, главаря бандитов, - ковер на стене, разноцветные пивные банки и хрусталь на полках и в буфете. Дети, мечтающие как о несбыточном чуде, о большом наборе фломастеров. Таком, как у их одноклассницы, которой отец привез его из загранки. Чемодан с дамскими шмотками, который когда-то Ставров позаимствовал в ограбленной квартире. По тем временам - ценность. Смотришь сейчас и не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться.

Кисель (А. Серебряков).
Кисель (А. Серебряков).

Честно признаюсь: "Возвращение в Зурбаган" я люблю с тех самых пор, как увидела его 30 лет назад, хотя его недостатки я ясно вижу. Но люблю. Почему? Потому что, как я уже не один раз говорила, "хороший фильм" и "фильм мне нравится" - это совершенно разные понятия.

-7

Картинки - скриншоты.