Найти тему
Математика не для всех

Можно ли автоматизировать математику? Если да, то как?

На сегодняшний день существуют сотни тысяч статей по математике, которые, вероятно, никто никогда не будет читать, а если и будет, то, скорее всего, ничего не сможет понять. "Процесс развития науки превратился в промышленное производство теорем, которые забываются через день после того, как доказываются" (А. И. Фет. Пифагор и обезьяна).

Одним из возможных выходов из этой ситуации является возвращение к мысли о том, что любая наука рождается из чисто прагматического интереса. Мы предприняли попытку выстроить процесс преподавания математики исходя из непосредственных запросов целевой аудитории.

Прошёл год с момента запуска тестовой версии платформы upstairs.one

На сегодняшний день платформа представляет собой интерактивный задачник, содержащий около 500 задач по разным разделам математики.

-2

Проект появился как попытка частично автоматизировать процесс преподавания математики с учётом традиций профильного математического образования. Март 2020 года показал, что несмотря на развитие технологий и цифровых сервисов у нас по-прежнему нет полноценного инструмента для автоматизации преподавания математики с учётом специфики работы в профильных математических классах и на профильных факультетах.

На первоначальном этапе мотивацией для создания продукта стало осознание проблем и желание проверить гипотезы по их решению:

Проблема 1. Неструктурированность представления материала и знаний по математике

Возможный подход к решению: создать карту тем, позволяющую начинать изучение математики с любого места, в том числе "с нуля".

Одной из целей платформы является структурирование основных разделов математики в виде 10 ступеней, каждая из которых состоит из 1000 задач, представленных в виде 4 блоков по 25 тем. Такое структурирование носит условный характер, но в то же время позволяет любому человеку начать обучение с любой ступени.

-3

Проблема 2. Неэффективность использования времени учеников и учителя непосредственно в рамках обучения

Возможный подход к решению: выстраивать для каждого ученика индивидуальную траекторию обучения, в рамках которой значительная часть заданий проверяется автоматически. Учитель проверяет вручную только задания повышенной сложности, при работе с которыми важны детальные обоснования.

Проблема 3. Отсутствие внятной и конкретной цели занятий или непонимание, как именно достигать конкретной цели

Возможный подход к решению: объединение пользователей в группы по образовательным целям. Опыт показывает, что людям нравится изучать то, что

а) интересно само по себе

б) может пригодиться в будущем ещё для чего-то.

Как правило, из первого следует второе, но из второго не следует первое. Для выстраивания оптимальной траектории обучения предельно важно видеть, какие вещи интересуют людей и какие вещи воспринимаются ими как перспективные.

-4

Проблема 4. Трата времени на проведение самостоятельных и контрольных работ, а также необходимость "подготовки к экзаменам"

Возможный подход к решению: создание сводки успеваемости по каждой из тем, отслеживание прогресса по дням (количество решённых задач в каждый конкретный день с момента регистрации), сохранение портфолио в виде набора сданных задач и подготовленных работ.

Таким образом, вместо самостоятельных и контрольных используется отслеживание прогресса, а вместо вступительных и выпускных экзаменов - оценка сделанных в ходе обучения исследовательских и творческих работ.

Проблема 5. От решения задачи часто нельзя отказаться и нельзя понять, является ли задача а) новой б) полезной в) сложной

Возможные подходы к решению: система метрик, описывающая характеристики каждой учебной задачи:

а) степень привлекательности для учащихся, наиболее распространённые реакции на задачу (например, через emoji)

б) теги, позволяющие находить аналогичные задачи и видеть взаимосвязи между задачами

в) абсолютная и относительная статистическая сложность задачи - сколько людей реально умеют это решать? (ясно, что для более-менее адекватной оценки нужно очень много статистики)

О нас

В настоящий момент в команде upstairs.one 4 человека:

  • Иван Филипенков (https://vanutp.dev/about) и Егор Чистов (github: https://github.com/rdinit) — ученики профильных математических классов, увлекающиеся программированием,
  • Антон Ройтерштейн — студент 2 курса ФКН ВШЭ, в прошлом призёр соревнований по спортивному программированию (github: https://github.com/AntonRoy, gitlab: https://gitlab.com/AntonRoy)
  • Владимир Кондратьев ( Аспирант 3 года Института образования НИУ ВШЭ ).

Одной из основных целей платформы является частичная автоматизация преподавания математики без потери качества усвоения материала: на основе анализа данных планируется выстраивание оптимальных траекторий движения по программе, позволяющих продвинуться от нулевого уровня до уровня победителя международной олимпиады по математике или математика-исследователя, работающего на переднем крае своей области знания.

Мы черпаем вдохновение из таких проектов, как arxiv.org, mathoverflow и Stacks Project: профессиональных сообществ математиков, направленных на совместное решение трудных исследовательских задач. Ясно, что с помощью существующих на сегодняшний день инструментов, продвинуться от нулевого до профессионального уровня без посторонней помощи не представляется возможным. Мы стараемся адаптировать успешный опыт профессиональных сообществ для новичков и любителей, чтобы обеспечить возможности для изучения математики людям любого возраста и бэкграунда.

Сейчас в разработке режим автоматического обучения, позволяющий на основе адаптивного алгоритма переходить к следующей задаче со страницы предыдущей. Для выстраивания оптимальных траекторий необходимо много данных (в идеале – не меньше 100000 активных пользователей).

Платформа находится в стадии тестирования и настройки, но уже сейчас мы готовы проводить пробные занятия в обмен на обратную связь и идеи по усовершенствованию продукта. Наш сайт - upstairs.one.

Запись на пробные занятия и обратная связь:

  • Антон Ройтерштейн
  • RoytershteinAnton@gmail.com

или