Я твердо верю в то, что можно получить максимальную отдачу от своего сценария. Во многих отношениях сценарий - это упражнение в увеличении развлекательной ценности. Вы берёте то, что поначалу кажется средним моментом, и придумываете способ удвоить, утроить, даже вчетверо увеличить развлекательную ценность этого момента.
Наиболее распространенным примером является сцена расставания Хичкока. Напишите пятиминутную сцену между мужчиной и женщиной, а затем в конце попросите её порвать с ним. В то время как разрыв удивляет читателя и, следовательно, эта развлекательная ценность длится всего пять секунд.
С другой стороны, вы можете сообщить читателю до начала сцены, что наша женщина планирует расстаться с мужчиной, и та же самая сцена развлекает читателя в течение пяти минут вместо пяти секунд. Почему? Потому что теперь мы предвкушаем этот момент, нам любопытно, как он будет происходить и какие будут последствия.
Это подводит меня к сегодняшней теме: подготовка сцены. Подготовка сцены не совсем похожа на расставание Хичкока, но она работает в соответствии с аналогичным набором правил. Идея подготовки сцены заключается в том, что вместо того, чтобы бросать нас в "холодную" сцену, вы готовите нас к этому заранее.
Эффект от этого удваивает ценность вашей сцены. Во-первых, это делает целевую сцену мощнее, когда приходит её черёд. Думайте об этом как о предматчевой шумихе в спортивных трансляциях.
Вспомните, как ESPN бесконечно рассуждает о том, что произойдёт между Леброном Джеймсом и Стефом Карри, когда они наконец сойдутся в чемпионате НБА? Мы так долго слышали об этом матче, что к тому времени, когда игра начинается, мы из кожи вон лезем, чтобы посмотреть, что произойдёт.
Но на самом деле в подготовке сцены есть более важный эффект, и он возвращает нас к примеру с расставанием. Подготавливая нас к сцене, которая скажем произойдёт через 15 минут, вы теперь развлекаете нас в течение 20 минут (15 минут подготовки + 5-минутная сцена) вместо всего лишь 5 минут, если бы вы вообще не готовили сцену.
Подумайте об этом на секунду. Вы накапливаете предвкушение. И когда ваш читатель чего-то ожидает, он РАЗВЛЕКАЕТСЯ.
Возможно, вы этого не знаете, но вы уже занимаетесь подготовкой сцены, не осознавая этого. Весь ваш сценарий - это одна большая сцена - подготовка к кульминации. Всё готовит нас к этой финальной схватке.
Посмотрите "Человек - швейцарский нож". Большая часть этого фильма направлена на то, чтобы наш главный герой хотел вернуться к любви всей своей жизни. Желание увидеть, как он вернётся домой, чтобы снова быть с ней, развлекает нас больше, чем если бы вообще не было девушки. Кроме того, когда они воссоединяются, это отражается на всём мире истории, так как мы готовились к этому моменту весь фильм.
Отличный пример подготовки сцены случается в одном из лучших сценариев, когда-либо написанных, - "Крепкий орешек". Вся вступительная часть – до того, как мы доберёмся до здания, – это одна большая подготовка к сцене, в которой Макклейн встречается со своей женой.
Когда Макклейн в лимузине разговаривает с водителем, их основная дискуссия вращается вокруг проблемного брака Макклейна. Мы узнаём, что его брак рушится, и эта поездка - последний шанс спасти его.
Опять же, это делает две вещи. Для начала, нас сейчас интересует, что произойдёт, когда он увидит свою жену. Автор обвил вокруг нас лассо предвкушения, гарантируя, что мы будем развлекаться незаметно, пока не произойдёт эта встреча.
Во-вторых, когда эти двое наконец-то видят друг друга, сцена становится намного более мощной из-за того, что мы этого ждали. Мы знаем ключевые детали. Мы знаем, что поставлено на карту. Так что сцена разыгрывается как в гангстерских разборках.
Я хочу, чтобы вы представили, если сможете, как бы разыгралась эта сцена, если бы она не была подготовлена заранее. Допустим, Макклейн вышел из самолёта, сел в Uber, очень мало сказал своему водителю, появился в здании, а затем начал спорить со своей женой. Конечно, мы бы быстро разобрались в этой истории и так было бы динамичнее. Но мы, вероятно, спросили бы: “Откуда это взялось? Как мы сюда попали?” Сцена вызвала бы больше вопросов, чем развлечения. И к тому времени, когда мы поняли все смыслы - уже было бы неинтересно или сцена закончилась.
По моему опыту, отсутствие подготовки сцены - один из самых простых способов определить любителей. Это потому, что столпы подготовки сцены - аутлайн и переписывание – это две области, которым, как известно, сопротивляются авторы-любители.
Чтобы подготовить что-то, требуется планирование, а хорошее планирование достигается за счёт аутлайна. Или это происходит от осознания того, что сцену нужно подготовить постфактум, а затем вернуться и добавить её при переписывании.
Пример того, как отсутствие подготовки к сцене может навредить вам, произошел в фильме "Пробуждение силы". Кто был самым слабым персонажем в этом фильме? Я бы сказал, что это была Маз Каната, инопланетная черепаха, которая управляла маленьким баром.
У Мазы были проблемы, которые выходили далеко за рамки подготовки сцены. Но тут бы и подготовка не помогла. Вы помните, сколько времени ушло на то, чтобы подготовить нас к Мазе? Примерно через две секунды, когда Хан Соло оглянулся на Рей и Финна перед тем, как они вошли к ней, и сказал: “О да, Маза немного странная, так что будьте готовы”.
Я имею в виду, сравните это с подготовкой сцены Ганнибала Лектера, где нам дают предысторию о нём, мы спускаемся по ряду лестниц и контрольно-пропускных пунктов, и нас предупреждают несколько человек, нам показывают фотографии того, что Ганнибал сделал со своими жертвами.
Ключевым термином, с которым вам нужно ознакомиться здесь, является ПРЕДВКУШЕНИЕ. Предвкушение - это мощный стимул для повествования, который привлекает читателя и побуждает его продолжать читать.
Вы создаёте предвкушение, готовясь к тому, что должно произойти. Если вы не подготовите нас, и мы просто будем спотыкаться от одной сцены к другой, только улавливая, где мы находимся в данный момент. Аудитория никогда не почувствует удовлетворения. Чтобы быть удовлетворенным, вам нужно то, чего вы ждёте с нетерпением.
С учётом сказанного, подготовка сцены - один из многих инструментов повествования. Вы не будете использовать его в каждой сцене. Но его определённо следует использовать несколько раз в каждом сценарии, который вы пишете. Просмотрите свой последний сценарий и посмотрите: готовили вы сцены или нет? Если нет, то теперь вы знаете, как это сделать!
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.