Финляндию можно смело назвать одной из самых видных стран на мировой метал-сцене. Уважают там и блэк-метал. Зародился стиль на финской земле в 90-х, по традиционной схеме: сначала появились исполнители со звучанием первой волны блэка, затем - со звучанием второй. В начале 90-х в Финляндии сформировалась этакая «большая тройка» блэка: Beherit, Impaled Nazarene и Barathrum. Конечно, тогда промышляли и другие исполнители, типа Archgoat, Belial и Mythos, но они были на втором плане.
«The Gate of Nanna» с альбома Beherit «Drawing Down the Moon», 1993
На Beherit и Archgoat в первую очередь оказали влияние такие группы, как Sarcófago и Blasphemy. Соответственно, музыка Beherit и Archgoat представляла собой брутальную и примитивную помесь блэк- и дэт-метала, в простонародье именуемую «козлотой» (в англоязычной среде - War Metal). Beherit в начале 90-х отыграли ряд концертов и выпустили несколько демо. В 1991 году вышла компиляция «The Oath of Black Blood». Релиз обрёл культовый статус. Archgoat в то время были менее продуктивными. Они выпустили несколько мелкоформатных релизов и распались. Больший успех они обретут в 2000-х, после реюниона.
Archgoat «Death and Necromancy», 1993
Impaled Nazarene вдохновлялись примерно той же музыкой, что Beherit и Archgoat, но ещё они увлекались грайндкором, в частности творчеством Napalm Death, поэтому стиль Impaled Nazarene получился более отвязным, чем у Beherit и Archgoat. Такие формации, как Belial и Mythos, являлись «родственными» по отношению Impaled Nazarene - они имели кое-каких общих участников и были похожи в плане звучания.
«Condemned to Hell» с Impaled Nazarene «Tol Cormpt Norz Norz Norz...», 1993
«The Red One» с альбома Belial «Never Again», 1993
«Hung on the Wings» с Mythos «Pain Amplifier», 1995
Стилистика Barathrum заметно отличалась от всех описанных выше образцов раннего финского блэка. У Beherit, Impaled Nazarene и прочих упомянутых исполнителей музыка была скоростной и забойной, а у Barathrum - неспешной и тягучей. Фактически Barathrum играли приблэкованную помесь трэш- и дум-метала. Порой группа создавала даже психоделическую атмосферу.
«Deep from the Depths» с демо Barathrum «Witchmaster», 1991
1993 год выдался важным для финской сцены, Beherit тогда выпустили полноформатный альбом, «Drawing Down the Moon», а Impaled Nazarene - целых два опуса: дебютник «Tol Cormpt Norz Norz Norz...» и ставший особенно востребованным «Ugra-Karma». Beherit несколько изменили звучание, став медленнее и мрачнее, продемонстрировав кое-какие элементы электронной музыки. Impaled Nazarene на первом альбоме предстали в своём первоначальном стиле, а на втором видоизменились в сторону классического блэк-металического звучания, поубавив веяния грайндкора.
«Unholy Pagan Fire» с данного альбома
«The Horny and the Horned» с Impaled Nazarene «Ugra-Karma»
В будущем обе группы изменятся ещё больше. Beherit вообще перейдёт к полностью электронному стилю сразу же после дебютника. Проект будет закрыт в 90-х, но он вернётся в конце 2000-х и будет выпускать разноплановый материал, варьирующийся от блэка до электроники. Impaled Nazarene укоренятся в звучании, в котором будут превалировать элементы трэш-метала и панк-рока. В данной нише группа пребывает по сей день.
В 1995 году, после серии демок, Barathrum выпустили свои первые два полноформатных альбома: «Hailstorm» и «Eerie». В 1997 подоспел и третий - «Infernal». На этих работах звучание группы было сырым и тягучим, с некоторой долей психоделии. Начиная с альбома «Legions of Perkele» (1998) музыка формации стала чище и угарнее. В таком облике Barathrum с тех пор находятся постоянно.
«Deliver a Battle» с данного альбома
«Revenge by Magick» с «Legions of Perkele»
К середине 90-х произошло вторжение звучания второй волны блэка на финскую землю - активизировались исполнители, сильно навеянные норвежским стилем. Такие формации, как Darkwoods My Betrothed, Azazel, Nidhoggr и Horna, заявили о себе одними из первых. Darkwoods My Betrothed играли классический блэк-метал с использованием атмосферных клавишных. В таком стиле коллектив выпустил альбомы «Heirs of the Northstar» (1995) и «Autumn Roars Thunder» (1996). Потом вышел «Witch-Hunts» (1998), на котором Darkwoods My Betrothed заиграли симфоник-блэк-метал. После этого формация так и не выпустила нового альбома, но, несмотря на несколько распадов, по сей день сохраняет активный статус.
Nidhoggr - проект одного человека. В 1994 году он выпустил демо «Ravens over the Road of Kings», выполненное в сырой и скорбной манере, напоминающей наиболее угрюмые образцы Burzum. Релиз получил какой-никакой, но культовый статус, став для проекта первым и последним. В 1998 году лидер Nidhoggr совершил самоубийство. «Ravens over the Road of Kings» считается одним из первых релизов в стиле депрессив-блэк-метал.
«Thou Shalt Burn at Our Stakes» с данного релиза
Azazel в 90-х выпустили немного: демку «Crucify the Jesus Christ» (1993) и мини-альбом «The Night of Satanachia» (1996). На демо материал укоренён в дэт-метале, как и на большинстве финских работ того времени. На мини-альбоме Azazel предстали в характерном для второй волны ключе, но в то же время с некоторыми зачатками мелодичного и панкушного стиля, который в результате станет очень популярным в Финляндии. Группа долгое время не будет отличаться активностью, наибольшая известность придёт к ней спустя почти пару десятков лет.
«The Glow of Golden Fullmoon» с данного релиза
Horna стала, пожалуй, ключевой группой финского блэка, по сей день оставаясь основной движущей силой сцены. Группа была создана в 1993 году. На первых порах она записала несколько демок, некоторые из которых пробежались по андеграунду в виде бутлегов. В 1997-м Horna обнародовала свою ключевую демо-запись - «Hiidentorni». На ней материал был исполнен в характерной скандинавской манере, яростной, но при этом не без умеренного количества мелодичности и панкушного угара. Это и стало образцом фирменного финского звучания.
«Sanoista... pimeyteen» с данного релиза
В середине - второй половине 90-х заявили о себе такие исполнители, как Thy Serpent, Enochian Crescent, Clandestine Blaze, Behexen, Baptism, Crimson Evenfall и его реинкарнация - Musta Surma, Azaghal, Ajattara, Shatargat, Sargeist и прочие. Финская блэк-метал сцена стремительно развивалась. Под самый занавес десятилетия вышли такие важные полноформатные альбомы, как Thy Serpent «Forests of Witchery» (1996) и «Lords of Twilight» (1997), Enochian Crescent «Telocvovim» (1997), ...and Oceans «The Dynamic Gallery of Thoughts» (1998), Horna «Kohti yhdeksän nousua» (1998) и «Haudankylmyyden mailla» (1999), Azaghal «Mustamaa» (1999) и «Helvetin yhdeksän piiriä» (1999), Clandestine Blaze «Fire Burns in Our Hearts» (1999), Alghazanth «Thy Aeons Envenomed Sanity» (1999) и т.д.
«Flowers of Witchery Abloom» с данного альбома
«Bonedancer» с Enochian Crescent «Telocvovim»
«The Room of Thousand Arts» с ...and Oceans «The Dynamic Gallery of Thoughts»
«Imperial Devastation» с данного релиза
«Icons Of Torture» с Clandestine Blaze «Fire Burns in Our Hearts»
«The Unbounded Wrath» с Alghazanth «Thy Aeons Envenomed Sanity»
«Hän joka on tuleva» с Azaghal «Helvetin yhdeksän piiriä»
Самые важные альбомы классического образца финского блэк-метала появились в 2000-х. Интересно, что многие отцы той же норвежской сцены отошли от каноничного звучания или от блэк-метала как такового ещё в 90-х, в то время как большинство ключевых финских групп продолжили невозмутимо ковать чёрный металл и в новом тысячелетии. В то же время сцена продолжила пополняться новобранцами.
В 2000-х среди наиболее важных альбомов следует отметить такие, как Sargeist «Satanic Black Devotion» (2003), Behexen «By the Blessing of Satan» (2004), Goatmoon «Death Before Dishonour» (2004), Baptism «Morbid Wings of Sathanas» (2005), Archgoat «Whore of Bethlehem» (2006), Ride for Revenge «The King of Snakes» (2007), Horna «Envaatnags Eflos Solf Esgantaavne» (2005) и «Sanojesi äärelle» (2009), Korgonthurus «Marras» (2009), Beherit «Engram» (2009), а также Oranssi Pazuzu «Muukalainen Puhuu» (2009), ставший одной из наиболее заметных экспериментальных работ Финляндии.
«Returning to Misery & Comfort» с данного альбома
Заглавная композиция Behexen «By the Blessing of Satan»
«Kunnia, Armageddon!» с Goatmoon «Death Before Dishonour»
«Remains of Cursed Plague» с Baptism «Morbid Wings of Sathanas»
«Black Crusade» с Archgoat «Whore of Bethlehem»
«Disturbed by Spiritual Tormentors» с Ride for Revenge «The King of Snakes»
«Baphometin Siunaus» с Horna «Sanojesi äärelle»
«Axiom Heroine» с Beherit «Engram»
«Kerettiläinen vuohi» с Oranssi Pazuzu «Muukalainen Puhuu»
Отдельно стоит упомянуть Satanic Warmaster, потому что он стал самым популярным финским исполнителем. Лидер группы первоначально обрёл известность в качестве вокалиста Horna, откуда он ушёл после выпуска третьего альбома, «Sunentaival» (2001). В 2000-м вышла первая демка Satanic Warmaster, «Bloody Ritual», но там был материал больше в духе ранних Beherit, а к своему фирменному звучанию Satanic Warmaster пришёл год спустя, на дебютном полноформатнике «Strength & Honour».
«The Burning Eyes of the Werewolf» с Satanic Warmaster «Strength & Honour»
Стиль Satanic Warmaster - сырой, мелодичный и задорный блэк-метал, навеянный панком, но не уходящий далеко от канонов. Сей стиль мелодичнее и отвязнее, чем у тех же Horna. Из-за популярности Satanic Warmaster подобное звучание стало своего рода стереотипным в контексте финского блэка. В Рунет-простонародье оно получило название «финка». В 2005 году Satanic Warmaster выпустил третий полноформатник, «Carelian Satanist Madness», который стал опусом магнумом группы, образцом кристально чистой «финки».
«The Vampiric Tyrant» с данного альбома
Также в Финляндии постепенно сформировались атмосферик-, симфоник-, мелодик- и депрессив-блэк-метал сцены. Одним из главных представителей атмоблэка стали Cosmic Church. Наиболее видными исполнителями окрест мелоблэка и симфоблэка можно отметить Thy Serpent, ...and Oceans и Alghazanth, впервые засветившихся ещё в конце 90-х. В начале 2000-х выпустила свои первые полноформатники самобытная мелодик-блэк формация Ajattara. Депроблэк менее востребован в Финляндии, но какая-никакая сцена образовалось, и самыми заметными на ней стали такие формации, как Blood Red Fog и Inferi, пребывающие окрест атмосферика, депрессива и классического блэка. Также в Финляндии есть известные фолк-блэк группы, и такие представители направления, как Finntroll и Moonsorrow, стали очень популярными, что закономерно, ибо они всегда лишь отчасти играли блэк-метал.
«Helvetissä on syntisen taivas» с Ajattara «Kuolema», 2003
«Follower» с дебютного альбома Blood Red Fog, 2006
«To the Once So Sad World» с Inferi «Shores of Sorrow», 2006
«Osa I - Mestarin Liekin Paratiisi» с Cosmic Church «Absoluutin lävistämä», 2010
Таким образом, финская блэк-метал сцена окончательно сформировалась к началу 2000-х, а в середине десятилетия вышла на пик востребованности. С тех пор финский блэк-метал постоянно поддерживает боеспособность. Большинство ветеранов держит марку, некоторые из них успешно вносят коррективы в собственное звучание, в то время как регулярно появляются новые исполнители, как придерживающиеся канонов, так и экспериментирующие.
Среди наиболее заметных альбомов 2010-х следует отметить такие, как Sargeist «Let The Devil In» (2010), Azaghal «Nemesis» (2012), Horna «Askel Lähempänä Saatanaa» (2013), Satanic Warmaster «Fimbulwinter» (2014), Behexen «The Poisonous Path» (2016), Barathrum «Fanatiko» (2017), Oranssi Pazuzu «Värähtelijä» (2016). В буквально только что начавшемся десятилетии уже успели навести шороху такие альбомы, как Horna «Kuoleman Kirjo», Oranssi Pazuzu «Mestarin Kynsi» и Havukruunu «Uinuos syömein sota», вышедшие в 2020 году. В 2021-м подоспел Clandestine Blaze «Secrets of Laceration».
«De Masticatione Mortuorum» с Azaghal «Nemesis»
«Kunnia herralle, kuninkaalle» с Horna «Askel Lähempänä Saatanaa»
«Funeral Wolves» с Satanic Warmaster «Fimbulwinter»
«Hellspawn» с Barathrum «Fanatiko»
Заглавная композиция альбома Oranssi Pazuzu «Värähtelijä»
«Umbra Luciferi» с Behexen «The Poisonous Path»
Финляндия может похвастаться очень мощной блэк-метал сценой, стабильной и достаточно разнообразной. Финны быстро поймали блэковую волну в самом начале 90-х, до того, как блэк-метал выбрался из андеграунда. С тех пор в стране постоянно появляются новые работы и исполнители.