Лидерство по изощренности в деле уничтожения личности, я уверенно отдал бы детским садам. Особое место занимают круглосуточные дошкольные учреждения, широко распространенные в прошлом в СССР. Дети находились в них с понедельника по пятницу круглые сутки, и только на выходные родители забирали детей домой.
Что чувствует ребенок, в таких условиях?
“Когда я была маленькая, мне было четыре или пять лет, мама с папой ссорились и я часто была у бабушки. А когда бабушки не стало, меня отдали в круглосуточный детсад. Я оказалась как в тюрьме с понедельника до пятницы. Мне хотелось к маме, но она не забирала меня.
Я помню спальню. Я часто не хотела спать, за это меня наказывали — выставляли в одних трусиках в холодный коридор. Вокруг все серое, мне было очень холодно и страшно. Когда я вспоминаю это, меня до сих пор тошнит от вкуса и теплого молока и запаха чая с молоком.”
Ребенок, нуждавшийся в поддержке и любви, попадал атмосферу, которую не всегда можно было назвать даже дружественной. Маленький человек вынужден был переживать хронический неблагоприятный детский опыт, а ресурса и поддержки для того, чтобы справиться со стрессом не было.
Нянечки и воспитатели часто вымещали свои негативные эмоции на беззащитных детях, издеваясь и травмируя не сформировавшуюся психику, навсегда оставляя следы страха, стыда и вины в подсознании ребенка. Формируя негативные само представления о собственной беззащитности, слабости и беспомощности.
Светлане (имя изменено) 44 года. Она обратилась по поводу бессонницы, нервного напряжения, преследующего ее всю жизнь и эмоциональной нестабильности.
Всего за одну сессию нам удалось убрать страх, сковывавший ее на протяжении сорока лет, переработать негативные, тревожащие воспоминания из детства. Нервное напряжение на лице, отражавшееся перед началом работы, сменила искренняя и теплая улыбка. В теле почувствовалось приятное тепло. Еще несколько сессий и жизнь Светланы наполнится счастьем, спокойствием и уверенностью в себе.