Найти тему
Газета Metro Петербург

Не выдолбишь – не поплывёшь

Регата на деревянных поморских карбасах прошла на Северной Двине. В ней принимали участие 3 карбаса:  «Пошто» – с поморского говора означает «зачем»,  «Койду» («когда») и «Сейгод» («этого года») | ЕКАТЕРИНА СУВОРОВА
Регата на деревянных поморских карбасах прошла на Северной Двине. В ней принимали участие 3 карбаса: «Пошто» – с поморского говора означает «зачем», «Койду» («когда») и «Сейгод» («этого года») | ЕКАТЕРИНА СУВОРОВА

В Архангельске прошёл международный форум «Матица: сохранение и развитие северного деревянного судостроения». Специалисты со всей страны приехали поделиться опытом постройки лодок из дерева

В Архангельске музейщики, судостроители, реставраторы, реконструкторы, плотники, яхтсмены и художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Свияжска, Калининграда и с Соловецких островов рассказали о том, как они строят и реставрируют деревянные суда. Поделились своим опытом и специалисты из Портленда, штата Мэн США, – онлайн.

Энтузиасты хотят восстановить древние технологии строительства судов. На Севере поморы на деревянных лодках не только ловили рыбу, но и отправлялись в Арктику на разведку.

– На верфи Поморского судостроения сейчас строят коч – средневековое поморское судно ледокольного типа, на нём ходили по Северному морскому пути, осваивали Арктику, доходили до Аляски, – рассказал Metro директор Северного морского музея Евгений Тенетов. – Наши партнёры из Портленда показали, как они по индейской технологии выдалбливают лодки из цельного дерева, а также плетут их из бересты. Самое удивительное, что такие же технологии есть у северных поморов.

О том, что происходит на парусном учебном фрегате «Штандарт», который был спущен на воду в 2000 году в Питере, участникам форума рассказала волонтёр Анна Янчук. Корабль – точная копия боевого судна, построенного в 1703 году Петром I.

– Я показывала и этапы строительства, и то, как необходимо поддерживать деревянный корабль, чтобы он долго существовал. На нём недавно был проведён ремонт: полностью заменили главную палубу и такелаж.

Специально для форума на архангельской верфи «Товарищество поморского судостроения» построили 3 карбаса по старым чертежам Соломбальской судоверфи. Их специально сделали одинаковыми, чтобы не было преимуществ во время гонок: длина – 11 метров, ширина – 3, но назвали по-разному: «Пошто», «Койду» и «Сейгод». По скорости они не уступают современным судам. На них будут обучать гребле и постановке парусов в национальном парке «Кенозерский» Архангельской области.

«Поморы шили лодки, а не строили: сшивали размоченной еловой ветвью доски», - сказал Евгений Тенетов

4 месяца строили 3 сельдяных карбаса для регаты, их не производили с конца 80-х годов.