Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Из архивов советской фантастики. Люди как боги

Сергей Снегов — уникальный автор. Никого похожего в советской фантастике не было ни до него, ни после. Человек невероятно тяжелой судьбы, переживший множество выпавших на его долю испытаний, он каким-то чудом сохранил чистоту и какую-то почти детскую яркость и светозарность фантазии, искреннюю веру в то, что разум - высшее достижение даже не человечества — Вселенной! Это мировоззрение максимально сконцентрировано в magnum opus Снегова — трилогии «Люди как боги».

В оформлении статьи использованы иллюстрации художника В. Шикина к изданию 2015 года, "Азбука-Аттикус"
В оформлении статьи использованы иллюстрации художника В. Шикина к изданию 2015 года, "Азбука-Аттикус"

Советская «космическая опера» - вещь в себе, единственная трилогия, сумевшая вобрать в себя практически все развитие этого жанра «за железным занавесом». Очень немногие авторы сумели хотя бы краешком «зацепить» это непривычное для советской фантастики направление, на ум приходит разве что Ефремов с его «Туманностью Андромеды», но ведь в ней межгалактический антураж пристегнут скорее для сюжетного оформления научно-социальной утопии, да Игорь Росоховатский — но он никогда не залезал на территорию «крупной формы», ограничиваясь лишь рассказами и короткими повестями. Снегов же сразу же выстрелил из главного калибра.

Что интересно — человечество будущего, отодвинутое Снеговым на пятьсот лет, ничуть не менее утопично, чем у Ефремова. Однако Снегов куда меньше внимания уделяет деталям этого общества, просто для него это кажется совершенно естественным, что спустя полтысячелетия мы решим все свои проблемы и будем жить — нет, не в дивном новом мире, а просто в мире, где хорошо жить. Что интересно — напрямую автор в трилогии поминает коммунизм считанное число раз, что вполне понятно, учитывая его биографию, и все, что он претерпел от «активных строителей коммунизма»… И все же сохранил веру в светлое будущее, без всяких кавычек!

-2

1.Галактическая разведка

2.Вторжение в Персей

3.Кольцо обратного времени

Три части романа довольно заметно отличаются друг от друга по стилю и по строению сюжета. Снегов не раз называл свой цикл «мягкой пародией» на стереотипы жанра. Существует версия, что это определение было сделано им исключительно для отвода глаз, чтобы уберечь книги от нападок излишне рьяных идеологически «подкованных» критиков (а основания к таким предосторожностям были — первый роман до публикации последовательно отвергли несколько издательств). Но мне кажется, что «Галактическая разведка», в общем-то, вполне подходит под эту категорию. Уж очень прямолинейны и наивны герои в первой части книги, они «все сплошной порыв», да и то же самое можно сказать и о сюжете — добро чисто и прекрасно, а зло ужасно, мрачно и загадочно, но невзирая на в определенном смысле открытый финал, читателю в целом ясно, что «наши обязательно победят». От нее немного веет старым ламповым теплом Эдмонда Гамильтона, разве что с небольшой поправкой на мощный оптимизм Снегова.

Вторая часть уже заводит читателя заметно дальше. Характеры героев усложняются, в их судьбах появляются моральные дилеммы и трагичность обстоятельств, закаляющих характеры. Сам термин «космическая опера» полностью наливается своим эпическим содержанием — могучие космические армады вторжения, планеты-крепости, маневры с манипулированием самой метрикой пространства. Галактический сражений, правда, практически нет — но они с успехом компенсируются психологическими битвами за моральное превосходство… Противники и союзники землян тоже эволюционируют, теряя черно-белую окраску, и рассыпаясь в целую гамму промежуточных оттенков — и вот уже вчерашние непримиримые враги вдруг оказываются союзниками.

-3

Что же касается третьей части, «Кольца обратного времени», то она уже куда больше похожа на вполне современную «космическую оперу», где сражений куда как меньше, головоломных научных теорий куда больше, а характеры главных героев обретают глубокую мотивацию и психологическую выпуклость. Ну и масштаб, конечно, на который и сейчас-то рискнет замахнуться далеко не каждый матерый фантаст по обе стороны океана. Тут уже практически ничего даже отдаленно напоминающего пародию не остается, не считая мелких эпизодов вроде божественного Отца-Аккумулятора на планете аранов. От бинарной черно-белой идеологии первой части не остается и следа — вчерашние друзья могут превратиться во врагов, а враги и вовсе непонятно - существуют ли? Отдельно хочу вспомнить эпизод, когда под воздействием временных флуктуаций сознания героев отбрасывает кого в прошлое, кого - в будущее и они начинают вести себя так, как вели бы в этой ситуации двадцать лет назад или пятнадцать лет спустя — по-моему, с психологической точки зрения одно из самых мощных мест во всем цикле.

-4

Конечно, вселенная Снегова куда ближе к ефремовскому будущему «Туманности Андромеды», чем, скажем, к миру Полдня Стругацких, но при этом герои Снегова все же живые люди, они, хоть и не лишены некоторой манерности, все же разговаривают, а не вещают. Помните у тех же Стругацких: «он не помавал руками и не принимал академических поз “

Забавный факт: в процессе написания статьи я вдруг вспомнил, что моя серия публикаций о советской фантастике изначально носила общий заголовок «Советская фантастика, которую никто не помнит». Уже очень скоро мне пришлось отказаться от него, потому что оказалось, что советскую фантастику по-прежнему помнят очень хорошо, и в первую очередь благодаря таким писателям, как Сергей Снегов и таким книгам, как «Люди как боги».

Еще статья о творчестве Снегова: "В фокусе хронбоя"