200 лет назад, 18 июля 1821 года, в Париже родилась Мишель Фердинанда Полина Гарсиа Ситчес, будущая оперная дива Полина Виардо, чье имя стало не только музыкальной, но и литературной легендой.
… До чего же нехороша! Черные, навыкате, близорукие глаза, непомерно большой рот. Однако стоило ей улыбнуться, заговорить, а в особенности – выйти на сцену и запеть, как о недостатках уже и речи не шло, публика немела от восхищения, видя перед собой совершенную «красавицу могучую» с профилем античной камеи. Попасть под обаяние Полины Виардо-Гарсия было легче легкого, освободиться от него – непросто. Ивану Сергеевичу Тургеневу до конца жизни это так и не удалось. Впрочем, он и не пытался.
Начинающий русский писатель и юная оперная дива познакомились во время гастролей Полины в Петербурге. День 1 ноября 1843 года Тургенев до последнего вздоха будет называть «священным». Отныне Полина для него – «царица цариц». Ради нее он готов на неслыханное – не убоявшись остаться без гроша, ссорится с матерью (своей первой и, наверное, главной музой), надолго покидает Россию и поселяется «на краю чужого гнезда» - в семье возлюбленной, которая, между прочим, замужем. Искусствовед, критик, переводчик и коллекционер Луи Виардо на 20 лет старше жены. С Тургеневым они подружатся, будут вместе путешествовать, переводить и издавать в Европе русских авторов. Общая страсть сближает…
А что же Полина? Поначалу лишь пожимала дивными матовыми плечами: мало ли на свете хороших охотников и плохих поэтов?! (Именно так ей представили этого обаятельного русского великана) Надоест – всегда можно отправить в отставку… Но годы шли, а взаимные чувства, такие же глубокие, как и ее сопрано, не тускнели, обретая все новые обертоны. Узнав, что в России у него растет внебрачная дочь, которую родила белошвейка матери, Тургенев обращается за помощью к Полине. Она без раздумий забирает девочку в Париж и воспитывает как собственного ребенка. Дети Полины растут на глазах у Тургенева. Для него они тоже родная кровь.
Полина была Тургеневу больше, чем жена. За сорок лет, что они провели вместе, она стала вернейшим из его друзей, разделив с ним и мгновения его триумфа, и мучительную боль ухода: Иван Сергеевич умер у нее на руках в конце августа 1883 года. Периоды горячих и даже горячечных чувств временами сменялись охлаждением: у обоих случались увлечения на стороне – пусть пылкие, но всегда мимолетные. Они могли долго не видеться, но после безлунных ночей разлуки всегда наступало яркое солнечное утро встреч. Именно Полине Тургенев посвятил одно из самых пронзительных своих стихотворений в прозе:
«Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего».
До 12 декабря о судьбе Полины Виардо и Ивана Тургенева, а также об отношениях со своими вдохновительницами многих других классиков русской и советской литературы рассказывает выставка «Поэты и музы». Ждем вас на Пречистенке, 12/2.