Найти тему
retrolooks

Пикник в России больше чем пикник

#проектretrolooks продолжает исследовать тему пикника

часть 1

(с) коллекция Retrolooks
(с) коллекция Retrolooks

Давайте посмотрим на пикник уже с точки зрения современного значения слова – «обед на природе».

Оставя беспокойство в граде
И всё, смущает что умы,
В простой приятельской прохладе
Свое проводим время мы...
Г. Державин «Пикники» / 1776

В России дворяне, купцы, чиновники, художники очень полюбили пикники. Пикник для дачника – это особенное событие. Прислуга обустроит все. Надо – вынесет стол, приготовит горячую еду, поставит граммофон и самовар!

И сиди, отдыхай, угощай гостей вкусными пирогами и чаем.

Неизвестный автор Пикник в лесу / 1910-е / (с) МАММ; МДФ
Неизвестный автор Пикник в лесу / 1910-е / (с) МАММ; МДФ

Про развлечения наших дачников можно узнать на выставке «Дачное Царицино». На многих фотографиях рубежа веков самовар – главный атрибут пикника, своего рода символ России.

Неизвестный автор Семейный пикник в России  / c. 1910 / (с)  TATE IMAGES ; The Work of Naum Gabo © Nina & Graham Williams
Неизвестный автор Семейный пикник в России / c. 1910 / (с) TATE IMAGES ; The Work of Naum Gabo © Nina & Graham Williams

Тут можно вспомнить и самую известную картину Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» 1918 года или не менее замечательную работу 1882 года Леонида Соломаткина «Пикник».

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем» 1918 / Государственный Русский музей, СПб
Борис Кустодиев «Купчиха за чаем» 1918 / Государственный Русский музей, СПб

Хоть и купчиха сидит на балконе, а не в лесу или на поляне. Эта картина говорит о переформатировании полюбившегося формата поглощения еды на свежем воздухе.

Леонид Соломаткин «Пикник», 1882 / Одесский художественный музей
Леонид Соломаткин «Пикник», 1882 / Одесский художественный музей

А как же дело обстояло у рабочих и крестьян?

Одно дело еда в котомке, быстро перекусил и работать, а тут почти пир! У рабочих и крестьян не так много поводов отдохнуть, а первые майские дни – это встреча полноправной весны. Тут и праздничные гуляния, и выезды на природу у горожан. Но для многих рабочих в начале ХХ столетия весенние гуляния за городом стали маскировкой для нелегальных революционных сходок, которые назвали маёвками. Проводились маёвки, как правило, в лесу, подальше от посторонних глаз и ушей.

Рабочий Обуховского завода С.Н. Сулимов вспоминал: «Мысль о том, что 1 Мая будет праздник рабочих и что его будут праздновать потихоньку и скрытно, меня страшно будоражила. Да и не меня одного – все товарищи кругом были как-то необычно настроены и возбуждены».

На маевках выступали с политическими речами свои и приезжие ораторы, пели и разучивали революционные песни, декламировали стихи, посвященные рабочему празднику.

Первые маевки в Челябинске,  1912 / (с) archive74.ru
Первые маевки в Челябинске, 1912 / (с) archive74.ru

В советские времена в издательстве «Московский рабочий» вышел путеводитель «Подмосковье». Книга знакомила читателей с ближайшими подмосковными усадьбами и музеями, такими как Кусково, Царицыно, Коломенское и др. Рассказывала о истории, памятниках архитектуры, прелестях отдыха в парках, и конечно же, объясняла как добраться до места.

«Подмосковье» из-во «Московский рабочий» 1941 / (с) коллекция Retrolooks
«Подмосковье» из-во «Московский рабочий» 1941 / (с) коллекция Retrolooks

Пока стоит прекрасная погода, берите друзей и выезжайте на пикник.

Продолжение следует...

часть 3

___

👇 Ниже справа, видите значки соцсетей? Выбирайте, жмите и делитесь статьей с друзьями!

#retrolooks