Совсем недавно во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве открылась выставка «Шедевры наивного искусства России». Если будет возможность посетить столицу за время ее работы, непременно схожу туда. К наивному искусству у меня трепетное отношение. Это явление исконное, глубинное, очень искреннее. Так называемые наивные художники - не профессионалы. Очень часто они начинают писать свои картины уже в зрелом возрасте, просто по зову души.
Но не нужно думать, что любой человек, рисующий в свободное время, может называться наивным художником. Нет. Нужен талант.
Нет таланта - нет произведения, есть только каляка-маляка. Наивное искусство не изощрено в техническом смысле, но оно создается людьми, интуитивно понимающими, что такое композиция, сочетание цветов, выбор сюжета, не допускающими никакой пошлости и грубости в своих произведениях. У этих людей есть тонкий вкус. Обаяние наивного искусства как раз в сочетании безыскусности, детской искренности и зрелого нравственного посыла.
Некоторые художники такого рода стали всемирно известными, например, Анри Руссо или Нико Пиросмани. Кстати, еще в 1990 году в том же Всероссийском музее декоративного искусства совместно с ГРДНТ имени В.Д. Поленова прошла выставка «Наивные художники мира», а в 1997 - «Шедевры наивного искусства России». Выходит, что нынешняя выставка - третья по этой теме, а по названию такая же, что и 24-летней давности.
Сейчас здесь представлена антология российского наивного искусства ХХ века. Тогда творило много талантливых самодеятельных художников. Одной из них была Стефания Базыленко, чья картина «Кошка-мать спасает своего детеныша» видна выше. Прекрасный картон, полный любви и нежности. Кошка выпрыгивает из горящего дома, совершенно по-человечески прижимая к груди своего котенка. Выражение ее морды хочется назвать выражением лица. Стефания Базыленко была филологом, профессором, студенткой пошла на фронт, а рисовать начала в 60 лет, в 1979 году.
Иван Селиванов - один из самых известных наивных художников России, ставший прототипом героя фильма "Серафим Полубес и другие жители Земли". Он начал рисовать в 40 лет и создал более 400 картин. На выставке можно увидеть несколько его полотен, в том числе автопортрет.
Сибиряк, геолог Александр Белых впервые увидел самодеятельного художника, уже будучи взрослым. Он тогда удивился, что можно тратить время на такое занятие. Однако вскоре и сам потянулся к творчеству. Поначалу он делал копии известных картин, но потом начал придумывать сюжеты самостоятельно. Отучившись в Заочном народном университете искусств, он получил представление о законах живописи, но его картины сохранили свежесть и наивность. Первая выставка, в которой он участвовал, была в 1990 году, тогда Белыху было 50 лет.
Евфимия Варфоломеева работала маляром. Выйдя на пенсию, она вдруг начала рисовать и поначалу тоже, как и Белых, копировала с репродукций известных картин. Увидев ее попытки, художник Мамаев понял, что перед ним нераскрытый талант и посоветовал писать что-то свое. Он помогал художнице советами и способствовал тому, чтобы работы Варфоломеевой выставлялись. Главной темой творчества художницы была деревенская жизнь 20-30-х годов, то есть времен ее молодости. Это своего рода картины-воспоминания.
Наивное искусство, с одной стороны, это разновидность народной культуры, с другой - направление в живописи. Авторы, как правило, обратились к творчеству на фоне большого жизненного опыта. В такой художественной форме они выражали свое понимание мира.
Читайте еще на моем канале:
Показываю недорогое, но элегантное и качественное мужское пальто, которое я купил в "Фамилии"
Глупый розыгрыш беременной жены