Внимание - текст может содержать спойлеры.
Первый раз фильм о блокадном Ленинграде мы посмотрели с мужем. Потом еще раз - с детьми. И оба раза я была под огромным впечатлением: и невероятная игра актеров ( как взрослых, так и детей), и органично включенная в фильм хроника (порой даже не сразу можно было понять, что это документальные кадры), и сама история о подвиге девочки-подростка и малодушии взрослой женщины, думаю, вряд ли может оставить равнодушным.
Еще очень "цепляют" рассуждения героев, в том числе, и эпизодических - о смысле жизни, о самой жизни, о том, что именно поможет выжить:
И кстати, мой дорогой, я не говорю, конечно, о гибнущих в бомбежке и обстрелах, это дело случая, но что касается голода и лишений, — поверьте мне, выживут не те, кто выносливей физически, а те, кто не станет на четвереньки! (отсюда)
Конечно, фильм держит в напряжении до самой последней минуты, до самой последней сцены - узнает ли Алексей Воронов о том, что "Сережа" - это и есть его сын Митя или нет? Признаюсь, первый раз смотрела с замиранием сердца и периодически посматривала на время - сколько еще минут до конца фильма? Неужели он так и уедет на фронт, уверенный, что его сын погиб?..
Но финальная драматическая сцена того стоила. Актер Артём Быстров (Алексей Воронов) был невероятно убедителен и сыграл просто бесподобно. Казалось, весь фильм постепенно подводил нас к этой сцене, наращивая, собирая накал страстей, как собирается напряжение в воздухе перед грозой, чтобы потом бабахнуть разрядом. Получилось великолепно.
Но еще я не могла не обратить внимания на музыкальное сопровождение фильма и, в частности, на музыку, которая сопровождает фоном первый приезд Алексея Воронова в зимний блокадный Ленинград. Я искала эту музыку - "Седьмая симфония" Бетховена ( в фильме звучит вторая часть, Алегретто). И - надо же! - оказалось, что повесть Тамары Цинберг, на основе которой снят фильм, так и называется - "Седьмая симфония".
Естественно, я тут же ее начала читать. Как же так? Меня очень заинтриговало, почему повесть носит название музыкального произведения? Ведь она совсем не про музыку? И мне кажется, что я нашла ответ. Но сначала, почему книга мне понравилась не меньше, а, возможно, и больше.
В фильме основная интрига в ом, узнает ли Алексей о судьбе сына или нет. В книге добавлена романтическая линия (героиня здесь чуть старше) - в фильме эта линия напрашивалась очень сильно, но девочка здесь сама еще ребенок - так было выигрышнее для сюжета - и, естественно, ее убрали.
А вот финал повести не менее сильный, чем в фильме. И даже более драматичный. слезы героя дорогого стоят, но он уходит на фронт, зная, что его сын жив. В книге Алексей ТАК И НЕ УЗНАЕТ этого. Он остается с Катей и "Сережей" не потому, что это его сын, а потому что ПОЛЮБИЛ ИХ ОБОИХ. Да, именно в этой версии герой предстает более благородным.
Катя сказала задумчиво:
— Не помню, я говорила вам когда-нибудь, что Сережа мне не родной?
Он спокойно ответил:
— Эх, Катюша! Чего уж тут считаться, свои ли, чужие ли. Все мы породнились общим горем. (отсюда)
Для меня это невероятный, пронзительный момент - "Мы все породнились общим горем". Он готов воспитывать чужого ребенка (для него он чужой), хотя перед ним, фронтовиком, героем были открыты все дороги - и в плане работы, и плане личной жизни. Но он остался с девушкой и ребенком.
А теперь мои соображения, почему повесть названа именно так. Вот что пишут об этой симфонии:
Седьмая симфония — одно из наиболее оптимистичных произведений Бетховена, в силу чего многие слушатели предпочитают её всем другим — как, например, Пётр Ильич Чайковский. А Рихард Вагнер вообще называл её «апофеозом танца» и даже действительно однажды пустился в пляс под эту музыку — в фортепианном исполнении. (Аккомпанировал же ему не кто иной, как Ференц Лист). (отсюда)
Оптимистичных??? Про войну и блокадный Ленинград??? Именно. Напоминаю, что в фильме звучала ТОЛЬКО ОДНА часть симфонии. Об этом и говорит автор в финале повести:
— Седьмая симфония? — пробормотал Воронов с глубоким недоумением.
Невысокий стройный человек, который тоже, слушая музыку, стоял рядом с ними под окном, быстро обернулся.
— А почему это вас удивляет?
— Седьмая симфония? — снова повторил Воронов. — Но она ведь такая печальная, я же помню…
— Печальная? Почему же… а, вы, очевидно, имеете в виду знаменитое аллегретто? Да, это действительно очень скорбная вещь, но симфония в целом, — он рассмеялся и закончил с торжеством, — симфония написана в мажоре! (отсюда)
Да, ужасы войны и блокады - это трагедия. Это минорное алегретто. Но вся симфония "написана в мажоре", и тем самым автор дает нам понять, что все будет хорошо, что трагическая страница осталась в прошлом. Нет, не забыта, конечно, но - перевернута. А вся остальная симфония написана в мажоре...
Дорогие читатели! Мы решили реанимировать канал, изменив его тематику. Старые статьи про фото остаются в свободном доступе, а мы с мужем в соавторстве будем писать о мистике, сверхъестественном и необъяснимом. Первые две статьи уже опубликованы. Добро пожаловать!
И моя дачная байка про шашлык - на канале Хозблог