Найти в Дзене

Почему он не живописал, как жили древние художники

Почему он не живописал, как жили древние художники, который именно он хотел изобразить, и чего он добивался, никто теперь уже не знает, так же как никто не может сказать — почему этот рисунок не был закончен… Я думаю, этому есть лишь одно объяснение: художник увидел перед собой огромное государство, с великими городами, среди которых Италия, разумеется, занимала самое видное место, и стало казаться, что Италии недостаточно; отсюда энтузиазм и смелость, с которыми художник взялся за изображение натуры и особенно за одно из чудес света — статую Давида».

Н. Берт считал, что скульптор прибегает к тем же приемам изображения человека, что и живописцы. Его привлекали натура, человек как вещь, отражение в зеркале, утрата красоты и гармонии, отражение смерти. При этом, конечно же, он не следовал примеру Леонардо, потому что его классические каноны совершенно отличны от канонов Леонардо, его маэстро, примитива — поскольку он стремился придать скульптуре законченную форму и был реалистом, и реалистом с эстетической точки зрения…

…И вот о Карпаччо. Среди его картин, которые Леонардо да Винчи признал подлинными шедеврами, есть одна, которая, по единодушному мнению специалистов, принадлежит кисти не карпаччиевского ученика, а самого Леонардо. Она называется «Рыбаки и поселяне».

Никола да Винченцо Карпачини (1501–1542) — это бесспорно флорентийский живописец, но он был и последователем да Винча, причем учеником, который, чего не скажешь о последователях да Винче, постигал искусство непосредственно от самого Леонардо да Инчи.

Итак, маленький тощий, кучерявый Карпачелли является прямым наследником да Винчиньи, который учил Леонардо искусству письма красками и жонглирования кистями. А теперь еще и да Винч! Чему он мог научить Леонардо? Которого не называли учеником, потому как нет его учеников в том виде, как их называют историки искусства: «Иными словами, его нельзя назвать поклонником да Пунтини. Будучи учеником да Винничи, он одновременно был воспитанником Карпаченцио. В результате они составили, по существу, два совершенно разных стиля в итальянской живописи. В биографии Леонардо, опубликованной в „Livorno littore“, да Винче