Найти в Дзене
Жизнь в движении

Первоуральск. Как выглядит и живет город-завод, промышленный гигант Урала?

Настоящий город – труба. Первая ассоциация, которая пришла мне на ум, когда я добрался в этот крупный промышленный центр Среднего Урала и вышел из машины в центре 120 тысячного Первоуральска.

Панорама на Первоуральск
Панорама на Первоуральск

И это не удивительно, Первоуральск не славится ни культурной историей, ни какой-либо развитой туристической сферой. Типичный уральский город заводов и рабочих, и при первой встрече с собой груду бетона, металла и суровых лиц. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

История города, как и многих других промышленных городов Урала, тесно связана с горным делом и металлургией.

Первоуральск начало XX века
Первоуральск начало XX века

В начале XVIII века у горы Волчиха обнаружили крупное месторождение железной руды, а через несколько десятилетий внук Никиты Демидова на реке Шайтанка построил железоделательный и чугуноплавильный заводы. Заводы получили название - Васильево – Шайтанскими, как и поселок для рабочих.

Дальнейшее развитие Первоуральска происходило через череду болезненных и трагичных событий. Были рабочие бунты, а после появления здесь сподвижников и подавления восстания Пугачева, поселок и вовсе сожгли.

Всё изменилось в начале XX века, когда в 1915 году был открыт Хромпиковый завод, а в 1920 на Васильево – Шайтанских заводах впервые на Урале был освоен выпуск труб.

-3

После этого завод получил название «Первого уральского завода цельнотянутых и катаных труб», а сам поселок был переименован в Первоуральск.

В 30-х годах XX века Первоуральск получил очередной мощнейший виток развития, связанный со строительством крупнейшего и по сей день в России и Европе производителя стальных труб - Первоуральского новотрубного завода.

Тогда же в тридцатых годах прошлого столетия Первоуральск получил статус города. Вместе с развитием промышленности стремительно росло и население города. К началу 1990-х достигло своих максимальных значений в 144 тыс. человек. Но после распада СССР население начало постепенно снижаться и сейчас в городе проживает около 120 тысяч человек.

-4

Современный Первоуральск, несмотря на развитую промышленность, фактически является моногородом и полностью зависит от функционирования Первоуральского новотрубного завода.

Для человека, который попал в Первоуральск впервые, очень непривычно планирование городской застройки. Город – завод практически разделен на своеобразные районы – заводы.

К каждому крупному предприятию прилегает свой жилой массив: «Магнитка», «Динас», «Хромпик».

-5

Большая часть застройки города относится к советскому периоду. Застройка пестрая – есть и старые кирпичные дома сталинского периода, есть и серая, блеклая брежневская «панелька».

Но вернемся к центру - здесь есть любопытный Дворец Культуры с интересным панно. Рядом, как и полагается памятник «Ильичу», красивый фонтан и бульвар. Дома здесь сверкают пестрыми яркими фасадами как на открытках.

-6

Но радужная картинка несколько портится и ложкой дегтя. Дороги – это настоящий уральский кошмар. По разбитым дорогам даже в самом центре города медленно пробирается общественный транспорт и личные автомобили.

-7

А если заглянуть на придомовые территории, то бросаются в глаза неухоженные детские площадки.

Знаете, если бы у меня спросили, каким я ожидал увидеть промышленный город на Урале, я бы примерно таким его и описал.

-8

При всех недостатках в благоустройстве городских пространств, в Первоуральске бурлит жизнь. Плотный трафик на дорогах, приличный автопарк «иномарок», спешащие горожане по своим делам, множество магазинчиков, современные торговые центры.

Есть интересные архитектурные объекты, как та же «Шайба».

-9

Прогуливаясь по одной из улиц, обнаружил очень атмосферный кинотеатр «Восход». Хотел сначала удивиться и сравнить с Карабашем, что даже там есть современный кинотеатр. Горожане на остановке рассказали, что это старый кинотеатр, а новый надо смотреть в торговом центре.

-10

Отдельно надо сказать и про транспорт. Город находится на пересечении крупных транспортных артерий из Европы в Азию, через Первоуральск проходит федеральная автодорога Пермь – Екатеринбург и Транссибирская железнодорожная магистраль.

И идет строительство офисных и жилых площадей, мимо одной из таких строек я и проходил в центре города.

-11

Если говорить о туристическом потенциале, то здесь всё непросто. Его сложно локализовать и представить в качестве законченного продукта. Здесь нет национальных парков как на Южном и Северном Урале, нет каких-то выдающихся достопримечательностей. Но именно здесь проходит граница Европы и Азии. Самая настоящая и даже есть стела на въезде город.

В остальном же, для туризма город мало приспособлен – только кому интересен промышленный туризм с пейзажами на фоне заводских труб.

Пока гулял по городу, не упустил момент поговорить и с некоторыми горожанами. С зарплатами на предприятиях города неплохо – в среднем 50 – 60 тыс. рублей. Экологическая обстановка не хуже и не лучше, чем в аналогичных промышленных городах.

-12

Это все стереотипы, что если Урал – то должна быть чуть-ли не экологическая катастрофа. Город не попадает в рейтинге самых грязных городов нашей страны. Но даже горожане отметили, что основная беда – ужасные дороги и плохое благоустройство города.

-13

Вот таким я увидел Первоуральск – город дымящих труб и обычных рабочих, в окружении лесистых гор старого Урала. Город, который входит в промышленную и производственную опору страны и город, в котором, к сожалению, не обращают внимание на уровень комфорта городской среды для горожан.

Самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!

#урбанистика #строительство #производство