“Climax” (Экстаз) (2018). «Фильм, который вы только что посмотрели, основан на реальных событиях, произошедших во Франции зимой 1996 года». Так начинается «Экстаз». И так он заканчивается. Снег и ползущая по нему фигурка девушки, окровавленной, истошно вопящей от боли, внешней и внутренней одновременно. Почерк Гаспара Ноэ («Необратимость») узнаваем, и этот ход – финал в начале, начало в финале – уже был однажды опробован. В самой известной его работе, которую, однажды увидев, никто никогда не забудет. На сей раз в центре истории – группа танцоров и танцовщиц, помешанных на этом особенном, странном для многих искусстве.
Молодые люди разных рас, национальностей, верований и ориентаций. Роднит их одно: арт-сцена. Неплохая презентация героев (Эммануэль, Змей, Омар, Алайя, Дом, Киборг, и так далее) дается в форме кратких интервью-презентаций. Фоном – телевизор и стопка DVD с такими фильмами как «Суспирия», «Одержимость» и «Шизофрения». Речь о бывших соседях по комнате и гомосексуализме, наркотиках и Берлине, девушках и будущих соперниках, Соединенных Штатах и религии, потаенных страхах и Франции. (Что интересно, среди исполнителей – не только актеры, но и всамделишные мастера танца). Все они, несколько десятков человек, собираются поздним зимним вечером на репетицию.
Которую – молодость же! – можно и нужно завершить отличной вечеринкой, длящейся с полуночи до самого утра. Но будет один мааааленький сюрприз. В сангрию, которую они пьют, кто-то подмешал ЛСД. Танец – страсть всех собравшихся, их увлечение, их настоящее безумие, без которого многие не мыслят самой жизни. Однако скоро страстей и безумия станет намного больше. Апофеозом – настоящая кровавая вакханалия. И не только она. Обойдется без красочных изнасилований в подземных переходах, но общий градус безумия при этом такой, что все предыдущие работы аргентинского режиссера вынуждены тихонечко курить бамбук. Или что-то столь же безобидное.
Я затрудняюсь определить жанр «Экстаза». Понятно, что Ноэ всегда снимал артхаус и будет его снимать в дальнейшем. Шокирующий, болезненный, восхитительно ненормальный. Но всегда – с изумительным визуальным рядом, идеально подобранным саундтрэком, яркими цветовыми решениями и в меру экспериментальной работой оператора. В его фильмах хватало элементов хоррора (вспомните убийство при помощи огнетушителя), налета порно (вспомните определенные моменты из «Входа в пустоту»). Все ленты вроде бы разные, но стиль один, что, согласитесь, не есть плохо. «Экстаз» среди них выделяет великолепная хореография. Мюзикл? Чернуха? Ужасы? Триллер? Драма? Лесбиянки и геи, ислам и христианство, больные и не очень. Жертвы? Все. Каждый и каждая.
Есть типично артхаусные моменты: например, вырванные из контекста диалоги. Вроде бессмысленные, но такие ЖИВЫЕ. Именно им отдана добрая часть фильма, две трети из трех. Выдержите вы их или нет, будут они вам интересны или нет – зависит от зрителя, не только его предпочтений, но и настроения в данный конкретный момент. А потом в ход пойдет типично клиповая манера съемок в паре со съемочными же экспериментами. Даже положительные вроде бы персонажи превращаются в монстров – достаточно выпустить наружу внутренних демонов. Поэтому да, перед нами прекрасно срежессированная чернуха, а потом уже все остальное. Послевкусие отвратительное, но до «Необратимости» далеко. И вопрос «зачем все это?» остается без ответа.
6/10
Оригинал публикации: https://stalhammar.livejournal.com/945732.html