Найти тему
Подумалось мне часом

Подарок землетрясения

Моя старая рецензия на выставку «Росписи мадхубани».

12 ноября 2002 года в Выставочном центре посольства Индии открылась выставка «Росписи мадхубани», организованная посольством совместно с Музеем Востока.

Выставки индийской живописи в Москве – редкость великая : предыдущая была почти четверть века назад, в 1978 году. Одно это обстоятельство не позволяет считать «Росписи» событием ординарным. А сообщение о том, что все представленные работы взяты из частной коллекции и другой возможности их увидеть не представится, наталкивают на единственный вывод: «Надо ехать!»

Правда, некоторых посетителей увиденное наверняка разочарует. Традиционной восточной роскоши и яркости здесь нет и в помине — скромные работы черной тушью и водяными красками на обычной бумаге. На непросвещенный взгляд представленное больше всего напоминает итоги урока рисования в кришнаитском детском саду. Но все куда сложнее и интереснее.

-2

Мадхубани — это традиционная роспись жилищ в одноименном районе индийского штата Бихар, расположенном на границе с Непалом. Женщины Мадхубани издавна расписывали стены и полы своих домов, как правило, к празднику. Традиционное искусство попало в поле зрения ученых очень поздно — в 1934 году, после землетрясения, когда в развалинах местных домов англичане с удивлением обнаружили эти символические рисунки. Но широко доступными росписи стали только в конце 1960-х, когда с подачи государства росписи Мадхубани стали народным промыслом. Картины, которые раньше существовали только на стенах, были перенесены на бумагу.

-3

Ксенофобия индусов, не пускавших любопытных сахибов в свои дома, оказалась в конце концов на руку белому человеку. Именно благодаря ей европейцы получили возможность увидеть традиционное искусство в изначальной, еще не испорченной рынком форме. Традиция украшения стены жилищ рисунками известна у великого множества народов, но большинство этносов ее утратило, как украинцы, которые еще в конце XIX века разрисовывали свои хатынки.

-4

Но уникальность искусства мадхубани не только в том, что оно сохранилось в XXI веке, хотя ему тысячи лет. Большинство народов расписывают свои жилища растительным или геометрическим орнаментами, сюжетность — беспрецедентна.

-5

Представленная на выставке коллекция считается одной из самых ранних. Немногочисленные более старые росписи доступны только в Индии и Англии, да и то, в основном, в виде каталожных описаний. Многим их сюжетам тысячи лет. Но мифологией тематика росписей не исчерпывается: в Индийском культурном центре есть и иллюстрации к «Рамаяне» и «Махабхарате», и изображения животных, и сцены из жизни индийской деревни (подготовка к свадебной церемонии, жатва и тому подобное). Некоторым диссонансом вечным темам выступает картина «На железнодорожной станции», однако росписи мадхубани, как и все наивное искусство, отнюдь не чураются современности. У известной художницы Ганги Деви, удостоенной даже персонального музея в Токио, есть цикл работ о японском городе. Созданные в той же наивной, «детской», технике, они лучше всяких слов передают впечатления человека архаического общества о современном мегаполисе.

-6

Нет сомнения, что индийское наивное искусство, подобное нашему лубку или китайским картинкам няньхуа, будет интересно не только расплодившимся в Москве посетителям разнообразных «Пуксов». Посол Индии Кришнан Рагхунатх заметил на открытии «Росписей Мадхубани»: «Разве то, как видят жизнь обычные индийские крестьянки, менее интересно, чем воззрения профессионального художника?» Спорить с послом можно, но стоит кинуть беглый взгляд на стены наших жилищ и общественных зданий, как полемический запал пропадает.

______________

Использованные в качестве иллюстраций мадхубани НЕ ИМЕЮТ отношения к выставке.

Мои исторические книги вы можете прочесть здесь - https://author.today/u/id86412741/works