Представляю Вашему вниманию один из самых малоизвестных советских серийных велосипедов производства завода, о котором вообще почти никто не знает… В общем – сплошные тайны и секреты… ;-) На первый взгляд опытного человека ничего в этом велосипеде редкого нет – обычная модель В-114 производства Минского Мотоциклетно-Велосипедного Завода. Все так, да не совсем…
Это действительно модель В-114 1958 года изготовления, только она несет на себе надпись «Новгород» и эмблему на головной трубе с тем же текстом. Дело в том, что велосипед собран из деталей минского В-114 на Новгородском Велосипедном Заводе. Не слышали о таком? А вот он существовал! Основан этот завод был в 1955 году и первоначально назывался велосборочным. Производства полного цикла там не было – предприятие получало велокомплекты из Минска и Харькова и собирало велосипеды под названием «Новгород», причем и минские и харьковские модели имели одинаковое название и единую нумерацию рам.
Завод просуществовал всего несколько лет и был перепрофилирован на другую продукцию – идея со сборкой велосипедов из велокомплектов экономически себя не оправдала. Зачем вообще было «городить огород» с созданием такого предприятия? Дело в том, что продукция различных велозаводов СССР распределялась по всей территории огромной страны и часто велосипеды, прежде чем попадали в магазины, проезжали тысячи километров железнодорожным, водным и автомобильным транспортом. Велосипед – товар для перевозки крайне невыгодный – занимает очень солидный объём, требует специальной тары в виде деревянной или металлической обрешетки – по сути, транспортники в основном «перевозили воздух». Возить велосипеды в полностью разобранном виде была намного выгоднее – настолько, что организация покраски и сборки на предприятиях поближе к местам продажи казалась эффективнее, нежели транспортировка туда целых велосипедов с заводов-изготовителей. В итоге, в Министерстве Машиностроения, курировавшем в середине 1950-х велопром, было принято решение об организации двух велосборочных заводов – одного в Новгороде, а второго в городе Фрунзе в Киргизии. Велокомплекты туда поставляли Харьковский, Минский и Шяуляйский велозаводы, а готовая продукция распределялась соответственно в северо-западной части СССР и в средне-азиатских республиках, Сибири и на Дальнем Востоке.
Посмотрите обзор еще одного "велосипеда-невидимки", собранного на втором велосборочном заводе - в городе Фрунзе в Киргизии:
Я давно нашел подробную информацию об этих велозаводах-невидимках и не один год искал для коллекции Веломузея экземпляр велосипеда «Новгород» в приличном состоянии. Приобрел 4 рамы в разной степени сохранности, но полного комплекта рама-вилка-крылья в хорошей оригинальной окраске и сохранном декоре все не попадалось… И вот весной 2021 года мне улыбнулась удача – удалось приобрести очень хороший по состоянию лакокрасочного покрытия и основных частей экземпляр «Новгорода». Велосипед имел некоторый «колхоз» по комплектации, но мне в итоге удалось подобрать все недостающие части, соответствующие оригинальному комплекту. Повреждения, нанесенные неаккуратной эксплуатацией, также удалось исправить. И вот результат трудов занял место в коллекции Веломузея!