«Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их» (Лук.6:22,23).
Божьих пророков ненавидели отцы их, то есть духовные лидеры, старейшины, главы израилевых колен, а также основная масса народа. Ненависть к пророкам объяснялась тем, что народ постоянно отступал от Бога. Пророки же посылались чтобы вернуть Господу Его народ, отвратить людей от идолопоклонства, побудить их к покаянию.
Но Божьему народу удобнее и приятнее было слушать лжепророков, которые льстили слуху. Их почитали и превозносили в Израиле. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лук.6:26).
Лжепророки направляли Божий народ к богам видимым, осязаемым. Такая религия импонировала израильтянам, потому что не нужно личного общения с Господом, не нужно ничего менять в своей жизни. Идолы прощают всё, - только задобри их дарами. И если о лжепророках говорили хорошо, то посланников Божьих ненавидели.
Как же относиться к тем, кто ненавидит тебя? «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас» (Лук.6:27). Эти слова в точности повторяют слова Иисуса в Евангелии от Матфея, только авторы подводят к ним читателя по-разному, в противоположном порядке.
Существует два способа изложения материала и два типа проповеди – индуктивный и дедуктивный. Индуктивный метод основан на принципе «от частного к целому». При этом проповедник как бы вовлекает слушателя в расследование, давая одну деталь общей картины, затем другую, чтобы в итоге слушатель сам пришел к нужному выводу. Говорящий постепенно подводит слушающего к итогу, так что вывод становится для всех очевиден.
Дедуктивный способ прямо противоположен индуктивному, потому что, применяя этот метод, проповедник сразу с вывода и начинает проповедь, углубляясь затем в детали и этими деталями подтверждает правильность начального тезиса. Суть дедукции – «от целого к частному».
Если индуктивный способ подразумевает совместное размышление шаг за шагом и его можно сравнить с подъемом на гору, откуда хорошо виден открывающийся пейзаж. То дедуктивный метод больше похож на спуск с горы: находясь на ее вершине мы видим целостную картину, а затем, спускаясь, подробно вникаем в ее детали.
Эти два типа проповедей мы можем увидеть, если сравним дальнейшие слова Иисуса в Евангелии от Луки со словами в Евангелии от Матфея. Если у Матфея Иисус сначала говорит о том, как следует реагировать на оскорбления, унижения, обирания, побои, а затем делает из всего этого вывод: «Любите врагов ваших». То у Луки Иисус сначала делает это заявление, а затем раскрывает его в деталях.
«Любите врагов ваших»,- заявляет Господь. И у нас возникает вопрос: «Как это? Как их любить, ведь они же мои враги? С ними воевать надо, а не любить! Какие у нас с ними отношения? Отношений с врагами вообще нет!»
Христос показывает, что эти отношения могут возникнуть, если с нашей стороны не будет вражды к нашим врагам. «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. 29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. 30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. 31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук.6:27-31).
Здесь мы видим, как Господь понимает любовь: любовь благотворит, благословляет, не противится, не препятствует. Не ропщет, не поднимает восстаний, не устраивает революций. Она дает и не требует назад. Любовь поступает с людьми так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
«Ударивший» и «отнимающий» - это те, кто использует власть и силу, превышая свои полномочия. Они злоупотребляют своим положением. Бог не для того поставил их властителями и дал им в руки меч, чтобы они били людей, отнимали их имущество без особой необходимости. Они ответят однажды за свои беззакония.
Господь начинает раскрывать суть любви к врагам именно с этой категории людей. С тех кого мы действительно заслуженно считаем врагами. С тех, кто бьет нас без причины и по прихоти своей лишает нас собственности.
Как нам любить их?
Во-первых, это значит не оказывать им сопротивления ни словом, ни делом.
«Плетью обуха не перешибешь», - говорят в народе. Твое возмущение действиями могущественного врага еще больше озлобит насильника. Сопротивление усугубит не только твое положение, но может повредить и твоим близким. Христос учит смирению и кротости: «Укроти бурю в твоем сердце и не отвечай злом на зло и ругательством на ругательство».
Во-вторых, любить врагов – это значит быть готовым прийти к ним на помощь, если они к нам обратятся за ней; если мы увидим, что враг наш попал в беду и мы можем ему помочь.
О чем это говорит? О том, что отношение врага к нам меняется.
Если в Лук.6:29 применен глагол αιρω (1. поднимать, подбирать; 2. удалять, уносить, забирать, снимать, отнимать; 3.нести, брать), то в следующем тексте Лук.6:30 стоит причастие от глагола αιτεω (просить, молить, требовать, добиваться), и этот глагол употребляется, когда низший просит высшего, то есть униженная просьба.
Почему так изменилось отношение врага? Скорее всего он оказался в проблеме, в нужде или в беде, и ему требуется помощь. Он уже не использует насилие и власть. Он униженно просит и даже молит о помощи. И кого? Того кого он обидел. Почему к нему, обиженному, взывает его враг? Потому что этот бывший враг вспомнил, что вы исповедуете любовь ко всем людям, как и Бог, в Которого вы верите. Он вспомнил, что милосердие – ваш жизненный принцип, поэтому и обращается теперь к вам с униженной просьбой помочь.
Поможем ему? Дадим? Конечно.
Будем ожидать, что он вернет? Откуда ему возвращать? Мы помогаем бескорыстно, видя нужду. Совершаем благотворительность, - вот о чем говорит Иисус. Мы не ожидаем ничего, потому что видим, как человеку плохо и сочувствуем его потерям.
Всё это сказано в свете любви к врагам. И главный принцип здесь: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук.6:31).
Из текста видно, что от явных недоброжелателей, проявляющих насилие, Иисус переходит врагам, которые просят. «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лук.6:30).
Теперь это враг «просящий». То, что речь идет именно о врагах, говорят последующие слова Иисуса: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. 32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. 33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. 34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. 35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лук.6:31-35).
О чем враги могут нас просить? Только о помощи. Наша доброжелательность к ним может послужить тому, что однажды они уже будут не требовать чего-то от нас, а просить. Потому что их положение может измениться, они могут оказаться лишенными и своей силы, и своей власти. Из отбирающих они могут попасть в положение просящих.
Проявлять ли нам внутреннюю радость от этого? «Ага! Вот ты и получил свое! Так тебе и надо!» Отворачиваться ли нам от их просьб? Никак. Нашим добрым отношением мы продолжаем собирать уголья на головы наших бывших врагов.
Почему бывших? Потому что они уже не питают к нам злобы. Потому что они поняли, что обижали нас ни за что и мучали напрасно. Наше доброе отношение к ним расположило их сердца к покаянию, а значит выводит их на дорогу к небесному Отцу. Наша кротость, когда они били и обирали нас, заронило семя в их сердца. Это семя может прорасти, когда они окажутся в стесненных обстоятельствах. Прорасти и дать всходы, когда в нашей доброжелательности и поддержке они увидят доброжелательность и поддержку со стороны Небесного Отца, «Который благ и к неблагодарным, и к злым» (Лук.6:35).
Господь хочет, чтобы вместо мстительности и неприязни в наших сердцах воцарилось милосердие. «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лук.6:36).
Мы не должны уподобляться тем людям, которые проявляли к нам ненависть, потому что Бог не проявляет ее ни к кому. Это и есть совершенство, о котором написано в Евангелии от Матфея в параллельном тексте: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).
Итак, любовь к врагам проявляется в нашем смирении и терпении, в том, что мы не отвечаем злом за зло и ругательством на ругательство. В том, что мы прощаем их в надежде, что Дух Святой изменит их характер. И наше кроткое поведение способствует этому. И если случится, что они обратятся к нам за помощью, мы, конечно же окажем ее и сделаем это бескорыстно, как это делает Господь, когда мы обращаемся к Нему.