Найти в Дзене
TheGoodStranger

Лучшие фильмы всех времён - часть 10 - Человек остаётся один

Оглавление

День добрый. Сегодня я расскажу про 243 позицию списка лучших фильмов всех времён по версии издания "Sight&Sound".

243 место

"Вкус сайры"/"Sanma no aji"(1962)

Рейтинг КП - 7,4; Кол-во оценок - 1 083;

Рейтинг IMDb - 8,0; Кол-во оценок - 10 821;

Режиссёр - Ясудзиро Одзу.

«Вкус сайры» (Sanma no aji, 1962)
Мужчина по имени Шухей Хираяма счастлив своей налаженной жизнью. У него хорошая работа, а вскоре его ожидает долгожданный выход на пенсию. У него трое замечательных детей: старший сын женат и счастлив в браке, младший сын устроился на приличную работу, а дочь, после кончины его жены, занимается всеми делами по дому. Однако Шухей постепенно начинает понимать, что его дочь не обязана вечно ухаживать за ним и его жилищем, пока он не умрет, и тогда он решает устроить для своей дочери брак...

Это у нас, значит, последний фильм японского режиссёра Ясудзиро Одзу, который известен другим своим фильмом - "Токийская повесть", которая частенько мелькает во всевозможных списках лучших фильмов и им подобным. А ещё здесь сыграл актёр Тисю Рю, который играл в "Токийской повести" и "Поздней весне", ещё одном фильме Одзу, о котором я сегодня ещё скажу пару слов.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Да и "Токийской повести" это тоже касается, кстати. А дело в том, что фильмы просто жуть как похожи. Могу выделить как минимум три момента, которые во всех трёх фильмах одинаковы.

Первое - это одинаково запредельный уровень скуки всех фильмов. Первым из Одзу я смотрел именно "Токийскую повесть", и это была просто пытка. Будто назло, фильм ещё и длиннее по хронометражу, чем его собратья - 135 минут против 110 минут в "Поздней весне" и "Вкусе сайры". Смотреть "Токийскую повесть" без ускорения, без зевания, без тоски и уныния, - решительно невозможно. Если вы не согласны, то вы либо врёте, либо вы окончательно постигли дзен, будто прожили миллиарды лет на миллиардах похожих планет и в принципе можете смотреть сколько угодно и на что угодно.

Постер фильма
Постер фильма

Второе - полное отсутствие хоть какого-то действия вплоть до последней трети фильма. Только в последние минут 30 режиссёр будто вспоминает, что всё-таки кино снимает и что-то должно происходить. Первые две трети вам будут показывать монотонные диалоги на отвлечённые темы, как герои сидят, ходят, пьют сакэ и прочее такое.

Третье - вообще-то спойлер, но кого волнует, - родитель в конце остаётся один. Таким образом, все три фильма только в самом конце дают какую-то пищу для размышлений, говоря о том, что родители в любом случае должны отпустить своих детей и остаться одни, иначе всё станет ещё хуже. Грустно? Да, пожалуй. Но не в каждом втором фильме вставлять одну и ту же сюжетную линию с аналогичным финалом в каждой.

Как бэ всё. Если вас заинтересовало такое описание, то можете глянуть. Фильм не так уж уныл, как та же "Токийская повесть", но это так себе достижение, признаться.

Кстати, смысл названия в том, что сайра - простая рыба, и так до нас хотят донести мысль, что нужно наслаждаться простыми вещами, то бишь любовью, дружбой и самой жизнью. Весьма недурно, жаль, что в фильме этого не видно.