Найти тему
Мир Музыки

The Byrds - Eight Miles High и открытие рок-психоделии

Источник фото: google.com
Источник фото: google.com

Весной 1966-го, американцы The Byrds выпустили песню «Eight Miles High», которая стала не только поворотной точкой в их музыкальной карьере, но и навсегда изменила историю рок-музыки.

За год до этого, Byrds были поглощены переработкой песенного наследия Боба Дилана, попутно оттачивая собственные навыки в написании песен в жанре фолк-рока, а их синглы с дилановской Mr. Tambourine Man и великолепной Turn! Turn! Turn! возглавляли музыкальные чарты.

1965-й год группа закончила с двумя альбомами на счету, но музыкантам по-прежнему хотелось выпустить нечто новое и в корне отличающееся от их предыдущих записей .

Той осенью группа приняла участие в американском турне вместе с популярным телеведущим Диком Кларком (который продвинул многих рокеров тех лет). Они ездили с концертами из города в город в автобусе, и в свободное время постоянно слушали музыку.

Однажды друг Дэвида Кросби (Crosby, Stills, Nash&Young) поставил на вертушку альбом Джона Колтрейна «Africa/Brass», в котором великий саксофонист смешал афро-индийские мотивы с музыкой джазового биг-бэнда.

Эта музыка «прожигала мою грудь, как раскаленная кочерга», - позже говорил основной композитор и вокалист Byrds - Роджер МакГуинн. Музыка настолько понравилась МакГуинну, что он записал ее на одну ленту вместе с индийскими рагами мастера ситара - Рави. Группа слушала эти записи без перерыва до самого конца американского тура.

Когда они вошли в лос-анджелесскую RCA Studios на сессию записи в конце декабря того же года, у них возникла идея новой песни, которая была бы вдохновлена их недавней одержимостью Колтрейном и Шанкаром.

Первый дубль «Eight Miles High», который устроил всех музыкантов, был отклонен звукозаписывающей компанией группы, так как не был записан на ее студии. Byrds пришлось вернуться в студию лейбла спустя несколько недель, чтобы переработать трек, а 14 марта 1966-го года песня была выпущена в качестве нового сингла.

С самого начала работы над песней, Byrds знали, что с «Eight Miles High» они ступают на новую для себя, еще неизведанную территорию. В начале 1966 года в чартах не было ни одной песни, которая была бы хоть как-то на нее похожа.

Byrds во главе с МакГуинном образца 1966-го года
Byrds во главе с МакГуинном образца 1966-го года

Даже The Beatles, которые по праву считаются одними из главных музыкальных революционеров тех лет, только представили свое первое настоящее исследование индийской музыки с партией ситара в песне «Norwegian Wood (This Bird Has Flown)» на альбоме Rubber Soul, вышедшем в декабре 1965-го. Ключевая ситарная линия песни была также вдохновлена творчеством Рави ​​Шанкара, которым тогда сильно увлекся Джордж Харрисон, а затем неосознанно подтянул за собой остальной «свингующий» Лондон в лице Брайана Джонса и других.

Но Byrds решили пойти еще дальше, завершив «Eight Miles High» головокружительным для тех лет гитарным соло, основанным на джазовой прогрессии, вдохновленной Джоном Колтрейном. Уже в наши дни Роджер МакГуинн рассказывал, что его соло даже не было спланировано. У него в арсенале был лишь его базовый скелет, заимствованный из четырех нот риффа Колтрейна в «Africa/Brass», на основе которого он затем сымпровизировал.

Стихи песни рассказывали о дорожных приключениях группы, в том числе о поездке в Лондон и туре по Англии. Джин Кларк – еще один гитарист и композитор Byrds написал стихотворение, которое позже было переработано Кросби и Макгуинном. Затем все трое приступили к работе над музыкой нового шедевра, и среди многих вариантов в конечном итоге остановились на варианте с невероятным 12-струнным соло (Byrds знамениты своей игрой на 12-струнных электрогитарах) Роджера МакГуинна.

Но после выхода сингла группу ждал неприятный сюрприз. В информационном бюллетене разосланном по радиостанциям, утверждалось, что «Eight Miles High» - песня о наркотиках.

Все это привело к тому, что песня была запрещена на некоторых станциях, а ее позиции в чартах неуклонно падали. В 1966-м Byrds, отрицали все обвинения, хотя в конце концов признали, что трек действительно был песней о веществах. «Мы были под кайфом, когда ее написали», - рассказывал Дэвид Кросби в книге о группе 1998 года, спустя 30 лет после выхода трека. Это вам не "Люси в небесах с алмазами"!

Несмотря на рискованный подтекст, у песни была еще одна проблема. Ее нетрадиционная структура, не давала «Eight Miles High» подняться в чартах. Хронометраж песни – 3:34 минуты – это было слишком много для радио-сингла.
Но давайте будем честными. В 1966 году в мире было не так много поп-песен в чарте, черпающих вдохновение у Джона Колтрейна и Рави Шанкара. Eight Miles High опередила свое время, даже в качестве первопроходца психоделического рока. Примерно через год трек на ура приняли хипии из Сан-Франциско, где Eight Miles High играла на каждом углу. Тем не менее, весной 66-го, песне удалось подняться в чартах лишь на 14 место.

Прямо перед выходом сингла - хит-мейкер Byrds Джин Кларк покинул группу. Автор стихов «Eight Miles High» боялся авиаперелетов. Ubnfhbcn сошел с самолета в Нью-Йорке перед началом нового турне, и больше не вернулся. Позже музыкант объяснил свой уход из Byrds «нервным срывом». В своей биографии Mr. Tambourine Man он ссылался на то, что был сыт по горло гастролями.

«Eight Miles High» вышла на великолепном, третьем альбоме Byrds – «Fifth Dimension», который появился в продаже в июле 1966-го. Этот LP стал поворотным не только в жанровой составляющей Byrds, но и в звучании группы. Музыканты еще больше углубились в психоделию, выпустив в 1967-м альбом - «Younger Than Yesterday», а затем и знаменитый «The Notorious Byrd Brothers» (1968), где группа решила испытать на прочность все музыкальные жанры, совместив в музыке – джаз, кантри и электронную музыку. После этих экспериментов, единственным локомотивом в составе группы остался лишь Роджер МакГуинн. Дэвид Кросби ушел в сольное плавание.

Уже к 1969-му, Byrds забыв о психоделии полностью перебрались в лоно кантри музыки, взяв на борт гитаристов Грэма Парсонса и Кларенса Уайта, которые были хороши для музыки такого типа, но старые фаны в гневе отринули новые альбомы Byrds.

МакГуинн распустил группу в начале 70-х, но великолепная «Eight Miles High» у многих до сих пор плотно ассоциируется с шестидесятыми и творчеством Byrds, став своего рода символом той свободолюбивой эпохи, когда мир, любовь и музыка ненадолго стали главными вещами волновавшими людей.

Данный канал существует исключительно за счет энтузиазма его авторов. Он был создан для того, чтобы меломаны и любители рок-музыки получали актуальную и интересную информацию о своих любимых артистах.

Если вам нравится прочитанное, и вы хотите и дальше получать новые посты от Мира Музыки, пожалуйста, поддержите проект любой суммой. Так вы дадите нам знать то, что наш труд не напрасен.

Спасибо за то, что нас читаете!