О чём ты мечтаешь? О том, как развернуть наконец-то своё дело, чтобы не зависеть от "дяди"? О том, как умотать в Азию на пару месяцев? О том, как купить наконец-то собственное жильё и не скитаться? О чём-то ещё, не менее привлекательном?
Отлично! А что дальше?
Мечтать-то мы все горазды, но когда до дела доходит, теряемся. Как-то непонятно, за что хвататься, и как это вообще делать... Вдруг не выйдет? Лучше и не начинать пока. Подождём более удобного момента. Пока можно почитать о что-нибудь на тему. А ещё лучше уткнуться в телефончик и поискать мотивирующие картинки, как очередной блогер прохлаждается где-то на Мальдивах.
Я бы сама не прочь охладиться, конечно, в нашей-то питерской жаре. Но вернёмся к целям: они как раз прочищают мозг и разгоняют сомнения, помогая всё-таки превратить мечту в реальность.
Сила их в том, что они заставляют мечтать правильно: думать предметно и по делу, а не если бы да кабы. Пока прорабатываешь цели — неизбежно отвечаешь на вопросы *зачем, как* и *что* делать*.* Обращаешь внимание на все за и против, взвешиваешь собственные силы и оцениваешь, надо ли оно тебе вообще. А это уже создаёт базу для стойкой мотивации.
Это не волшебная таблетка — иначе бы записанная на бумаге цель приравнивалась к достигнутой. Но по крайней мере появляется ориентир и становится проще расставлять приоритеты и выбирать направление движения (1).
Второй момент, который подключается ещё на этапе целеполагания — это интересы и сильные стороны. Ты не просто ставишь какую цель, лишь бы стояла. Ты ищешь то, что тебя привлекает, где ты можешь развернуться на полную. А когда опираешься на собственные сильные стороны и навыки, подрастает уверенность в себе и увлечённость делом (2, 3). Я вот каждый день говорю себе спасибо, что догадалась обернуть свои склонности к обучению, системности и организации в бизнес.
Ок, цели сформулировали, учли при этом свои интересы и ресурсы. Идём дальше.
Когда цели запущены в работу, они не сидят в ежедневнике и не ждут, пока ты вернёшься и поставишь галочку "сделано" напротив. Они продолжают жить в твоём сознании и помогают не терять курс — дают обратную связь. Ты замечаешь, есть ли прогресс и не отвлекаешься ли ты на какие-то побочные задачи. А когда наглядно видишь, что понемногу приближаешься к финишу в марафоне, в который вписался по собственному желанию, получаешь заслуженную дозу дофамина (4). Приятненько.
Кстати, цели в некотором роде заразны. Нет, это не про одержимость достигаторством и проповеди о тайм-менеджменте. А про то, что постановка целей в одной сфере может положительно повлиять на остальные. Например, студенты начинают лучше учиться, даже если цели, которые они прорабатывают, не имеют отношения к учёбе (5). Так что если у тебя сейчас нет сил на генеральное наведение порядка в жизни, можно начать с чего-нибудь одного — польза уже будет.
А бонусом к этому всему идёт счастье. И это логично: когда каждый день выстраивается на ценностях, интересах и осмысленных действиях, а не бесцельной суете, жить становится как-то полегче. Ты чувствуешь, что всё не зря. У тебя есть смысл, а это один из пяти базовых элементов в теории счастья (Seligman, 2004).
Здорово? По-моему, очень.
— — — — —
1) Ajzen I. (1991). The theory of planned behavior. Organizational behavior and human decision processes, 50(2), 179-211.
2) Bakker A. B., van Wingerden J. (2021). Do personal resources and strengths use increase work engagement? The effects of a training intervention. Journal of Occupational Health Psychology, 26(1), 20–30.
3) Wood A. M. et al. (2011). Using personal and psychological strengths leads to increases in well-being over time: A longitudinal study and the development of the strengths use questionnaire. Personality and Individual Differences, 50(1), 15-19.
4) Di Domenico S. I., Ryan R. M. (2017). The emerging neuroscience of intrinsic motivation: A new frontier in self-determination research. Frontiers in human neuroscience, 11, 145.
5) Schippers M. C. et al. (2020). Writing about personal goals and plans regardless of goal type boosts academic performance. Contemporary Educational Psychology, 60, 101823.