Найти в Дзене
История войн и оружия

Воздушная разведка обеих сторон на северном фасе Курской дуги 1943 г. в первые дни битвы

Пе-3. https://s1.1zoom.ru/big0/25/301287-blackangel.jpg
Пе-3. https://s1.1zoom.ru/big0/25/301287-blackangel.jpg

Вести воздушную разведку удавалось вести только накануне битвы. Но сведения эти не были достаточно информативными. Более полные сведения о передвижениях немцев сообщали экипажи бомбардировщиков и штурмовиков параллельно с выполнением основной задачи.

После приземления пилоты докладывали, что наблюдали движение вражеских колонн танков и автомашин. Но поскольку экипажи не имели времени заниматься подсчетами танков, их сведения особой ценности не представляли.

Когда удавалось вылететь на разведку фронтового тыла группы армий "Центр" наши экипажи отмечали затишье. Так, капитан Кожевников из 98-го гв дальнеразведывательного авиаполка доносил, что перевозки противника между городами Бахмач и Гомель не производятся. Но экипаж сообщил более интересные сведения, он потерялся в густой облачности и вылетел прямо на брянский аэродром, который был плотно заставлен вражескими бомбардировщиками. Высота полета составила 500 м, но среагировать на появление советского самолета немецкое ПВО не успело. Пе-3 пробыл в воздухе 3 часа 10 минут и благополучно вернулся.

7 июля драматичнее прошел вылет Пе-2 младшего лейтенанта Угуватова той же части. Его атаковали у линии фронта "Фокке-Вульфы" 190. Разведчик стал уходит на юг, вышел в район Белгорода и вновь был атакован немецкими истребителями. Четыре "охотника" долго преследовали самолет. Экипаж энергично маневрировал, отстреливался от атак и долетел до Харькова. Тут Угуватов резко спикировал и оторвался от врага, после чего самолет благополучно приземлился на аэродроме 17-й воздушной армии Новая Петровка.

Пе-2. https://img3.goodfon.ru/wallpaper/nbig/2/ec/pe-2-peshka-sovetskiy.jpg
Пе-2. https://img3.goodfon.ru/wallpaper/nbig/2/ec/pe-2-peshka-sovetskiy.jpg

Пилоты 16-го отдельного разведполка в тот день зафиксировали больше 80 Ю-87 на площадках в районе Орла (Малое Спицино, Леженки, Мезенка), 43 Хе-111 и 19 Bf.109 в Сеще, 54 самолета, в том числе 42 двухмоторных бомбардировщика на Олсуфьевском аэродроме, а также 35 истребителей у деревни Кнубарь в 10 км южнее Орла. В другие дни донесения разведчиков были отрывочны, в том числе из-за плохих погодных условий.

Воздушная разведка у люфтваффе велась непрерывно и почти круглосуточно. За первые 5 дней три ближнеразведывательные группы (NAGr4, 10 и 15) и одна группа дальних разведчиков (FAGr2) совершили 739 боевых вылетов, в 5 раз больше, чем наши разведчики.

Немцы условно разделяли разведку на вооруженную, корректировку артогня, тактическую, наблюдение за движением железнодорожного транспорта и выполнение других задач.

6 июля в плен попал штурман лейтенант Паул из отряда 1(F)/100, их командир капитан Марквард поставил задачу обнаружение подхода свежих советских сил из района Великие Луки, Ржев, Белый, Велиж. Но подход резервов немцы не зафиксировали, вероятно, наши подошли уже к началу битвы. В тот день отряд лишился еще одного экипажа, вполне возможно его сбили летчики 1-го истребительной армии ПВО.

Bf.109
Bf.109

Наибольшая тяжесть боев легла на пилотов NAGr4, которые летали на Bf.109 и Bf.110. 5 июля экипажи группы с 9.30 до 16 вылетали на задания 12 раз четверками и шестерками.

Летали над районом Понырей, Курска, Льгова, Малоархангельска, взаимодействуя с артиллерией и танками.

Задымление поля боя не позволило пилотам корректировать огонь артиллерии и фиксировать результаты немецких обстрелов и ударов с воздуха.

В ряде случаев, 6 июля немецкие разведчики участвовали в воздушных боях, противодействия советской ударной авиации. Командир отряда 1/NAGr4 капитан Г. Финдайзен сумел до перехода 9-й армии к обороне одержать 5 побед.

В журнале боевых действий группы армий "Центр" было зафиксировано, что разведчики помимо выполнения основных задач, бомбили и обстреливали колонны автомашин и наблюдали за результатами бомбардировок.

Часто разведчикам приходилось преодолевать сильное противодействие советских истребителей.

За первые пять дней боев экипажи группы NAGr10 атаковали войска 60-й и 65-й армии 4 500 кг осколочно-фугасных бомб.

На том участке советская авиация не активничала, поэтому тихоходные FW.189 (советское прозвище "Рама") и устаревшие Hs.126 действовали без прикрытия.

Днем 6 июля пара Ла-5 12 раз атаковала "Раму", три раза попала в нее, но не сбила, вероятно это были истребители 9-го истребительного авиакорпуса ПВО.

Далеко не все немецкие экипажи успешно вылетали в советский тыл. Так, был сбит Hs.126 № 4389 NAGr10, когда он днем 6 июля пролетел через Льгов, Курск, Щигры, Касторное и на обратном пути был сбит пилотами 15-й воздушной армии около г. Ливны. Попытка скрыться в облаках не удалась. Тогда он был в 50 км от линии фронта над 27-й советской армией.

Пилоты FW.189 и Hs.126 NAGr15 оказались в худшем положении. Тут авиация из 15-й и 16-й воздушной армии оказывала разведчикам решительное противодействие.

Над позициями 48-й армии и на ее стыке с 13-й армией в небе патрулировала масса советских истребителей, что осложняло ведение разведки.

Что касается потерь немецких разведчиков в их отчетах полные данные не приводятся. Донесения пилотов 16-го и 32-го гвардейского истребительного авиаполка и других частей 15-й воздушной армии о сбитии "рам" в первые дни Курской битвы не всегда выглядели убедительными.

Все же одну машину из NAGr15 удалось сбить. Четыре Як-1 капитана Балюка из 54-го гв иап 8 июля была наведена на "Фокке Вульф" 189, который корректировал артиллерийский огонь. Балюк набрал необходимую высоту, атаковал врага сверху и вывел из строя стрелка. Он не дал противнику уйти в облака и в следующем заходе сбил "раму".

Спасибо за прочтение.

Источник: Хазанов Д. Б., Горбач В. Г. Авиация в битве над Орловско-Курской дугой. Оборонительный период. — М., 2004.

***

Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.

***

-4

Добавьте описание

Закажите по ссылке и промокоду PF11611 до 31.07.21 бесплатную Кэшбэк Карту надежного банка Райффайзенбанка, кэшбэк составляет 1,5 % от покупок, кэшбэк без ограничений по сумме в месяц. Кэшбэк приходит на карту живыми деньгами в начале каждого месяца. Успейте получить кэшбэк 500 руб. при тратах от 500 руб. Обслуживание карты бесплатное навсегда. Как и доставка курьером.

***