Исторически сложилось, что точкой входа в кино по крайней мере для меня и моего поколения был Голливуд 80-х и 90-х. А без Роджера Кормана он бы выглядел совсем по-другому. Не было бы ни плюсов, ни минусов. Расцвет продюсерской и режиссерской карьеры Кормана пришелся на 50-е и 70-е. И уже в начале 70-х влияние низкобюджетных эксплуатационных фильмов, которые десятками каждый год выпускал Корман, на "Большое кино" стало трудно отрицать. Значительная часть Нового Голивуда (Коппола, Богданович, Хеллман, Николсон, а в последствие Кэмерон, Данте, Бекмамбетов и многие другие) начинали творческий путь, снимая малобюджетки для Кормана. К слову, несмотря на достаточно жесткий стиль Кормана-продюсера (он требовал снимать максимально быстро и дешево), память о нём среди его многочисленных протеже осталась в целом положительной. В отличие от некоторых других продюсеров, не будем называть имён.
Но если 70-е были эпохой, когда большое кино снимали бывшие "стажеры" Кормана, то в 80-е голливудское кино стало непосредственно напоминать фильмы Кормана, но с большими бюджетами. Это не мой креатив, многие исследователи отмечают, что сдвиг массовой культуры в сторону фантастики, хорроров и экшна во многом был результатом опыта Кормана. Даже "Форсаж" (Fast and Furious) был ремейком низкобюджетного гоночного экшна 1954-го (один из первых фильмов), спродюсированного Корманом. Кроме того, в отличие от многих других продюсеров Корман частенько садился в режиссерское кресло и сам снимал, как правило, дешевое, но эффектное и эффективное кино. Полного разбора режиссерских проектов не будет, пройдусь только по тем фильмам, которые посмотрел. Но и этого для первого приближения, полагаю, хватит.
Выборочный обзор режиссерских опытов Кормана
Пулеметчик Келли (Machine-Gun Kelly), 1958
Восемнадцатый фильм Кормана. При том, что сам снимать кино Роджер начал в 1955-м. Это малобюджетное, но компетентное гангстерское кино с относительно молодым, но уже суровым Чарльзом Бронсоном в главной роли. Разглядел Корман в актере второго плана будущую звезду.
Ведро крови (A Bucket of Blood), 1959
Комедийный хоррор, оказавшийся слегка впереди своего времени. Незадачливый скульптор по стечению сценарных обстоятельств становится серийным убийцей и одновременно с этим обретает успех в своей деятельности.
Дом Ашеров (The Fall of House of Usher), 1960
Начиная с 1960-го года, Корман немного снижает темп, ограничиваясь 3-4 режиссерскими работами в год. Одновременно заметно повышается качество его фильмов. Именно на это время приходится его увлечение творчеством Эдгара Аллана По и готическим хоррором. Для хоррора первой половины 60-х явление равнозначное ужасам студии Hammer в Британии и итальянского готическому ужасу.
Магазинчик ужасов (The Little Shop of Horrors), 1960
Возвращение в микробюджетный современный хоррор. История простоватого служащего цветочного магазина, которому встретился разумный плотоядный цветок из космоса, требующий в качество подкормки человечинки. Вероятно самый известный в США фильм Кормана, по которому даже был поставлен мюзикл, а в 1986 из этого мюзикла соорудили крупнобюджетную экранизацию.
Колодец и маятник (Pit and the Pendulum), 1961
Еще одна вольная, но чертовски крутая адаптация По. Корман берет концепт и выстраивает вокруг него собственную историю. В этом фильме компанию Винсенту Прайсу составила "королева крика" Барбара Стил, более известная по работе в итальянских ужасах.
Захватчик (The Intruder), 1962
Hidden Gem как он есть. Малобюджетная, но впечатляющая Южная Готика с молодым Уильямом Шетнером в роли крайне правого популиста, который приехал в южный городок с целью разжечь тлеющий межрасовый конфликт и сделать на этом политическую карьеру. Отличный фильм без скидок на жанр и происхождение.
Похороненные заживо (Premature Burial), 1962
Снова Эдгар Аллан, но на этот раз менее удачно. Во-первых, нет Винсента Прайса, а Рэй Милланд свою роль не вытягивает. Во-вторых, персонаж у него получился слишком эксцентричным, чтобы вызывать эмпатию. Таких персонажей только Прайс умел хорошо играть.
Истории ужасов (Tales of Terror), 1962
Хоррор-антология (несколько не связанных друг с другом новелл) по рассказам (внезапно!) Эдгара Аллана По. Полный специфического очарования фильм с феноменальным актерским составом. Кроме Прайса в кино засветились Питер Лорре и Бэзил Рэтбоун, бывшие звездами хоррора еще в 30-х и 40-х.
Башня смерти (Tower of London), 1962
Менее удачная работа. Ремейк фильма 1939-го года, который превратил историю Ричарда Глостера в готический хоррор. Любопытно, что если в первом фильме Винсент Прайс играл роль второго плана, то спустя 23 года ему уже досталась роль самого Ричарда.
Заколдованный замок (The Haunted Palace), 1963
Если начинаешь всерьез снимать ужасы, рано или поздно придешь к творчеству Говарда, нашего, Филлипса. "Заколдованный замок" - это сборная солянка из нескольких рассказов Лавкрафта, которая вряд ли понравиться поклонникам писателя. Но кино получилось оригинальным с уникальной атмосферой страшной сказки. Ничего "космижески-ужасного" здесь нет, но кормановского-готического в изобилии.
Ворон (The Raven), 1963
Первый заметный сбой Кормана. Как понятно из названия, режиссер решил "экранизировать" самое известное стихотворения По (Nevermore), но сценарий получился за гранью критики. Не помог фильму и мощный актерский состав (Винсент Прайс, Питер Лорре, Борис Карлофф и молодой Джек Николсон).
Террор (The Terror), 1963
Оригинальный готический хоррор, который решили по-быстрому снять в декорациях и с актерами (Карлофф и Николсон) из "Ворона". Спорный вопрос авторства фильма, чьего материала в фильме оказалось больше молодого Фрэнсиса Форда Копполы или ветерана Кормана...
Человек с рентгеновскими глазами (X), 1963
Корман возвращается в современность и снимает трэш-фантастику о пошедшем не так эксперименте, в результате которого Рэй Милланд обзавелся рентгеновским зрением. Больше всего похоже на голливудскую фантастику 50-х: наивно и трэшово.
Маска красной смерти (The Masque of the Red Death), 1964
Снова Эдгар Аллан По и снова удача. Винсент Прайс, кажется, был рожден для роли герцога Просперо.
Гробница Лигейи (The Tomb of Ligeia), 1964
Последний из серии готических хорроров по мотивам Эдгара Аллана По. Достойное завершение серии. Вообще кормановско-аллановскую серию хорошо смотреть в качестве минисериала а-ля "Сумеречная зона" или "За гранью возможного". Одна и та же (почти) актерская труппа в похожих декорациях разыгрывает разные хоррор-истории.
Дикие ангелы (The Wild Angels), 1966
Один из самых коммерчески успешных и художественно состоятельных байкерских фильмов 60-х. Удачный каст (Питер Фонда, Брюс Дерн, Нэнси Синатра) и верно подобранная интонация. Фильм выглядит чем-то средним между арт- и бимуви, что делает это кино лучшим высказыванием на тему. Откровенно говоря, мне "Дикие ангелы" нравятся даже больше "Беспечного ездока".
Резня в День святого Валентина (The St. Valentine's Day Massacre), 1967
Самый дорогостоящий на момент выхода фильм Кормана. Абсолютно голливудское кино в лучшем смысле этого слова. Отличный гангстерский фильм, пытающийся реконструировать знаменитую операция Аль Капоне (здесь его играет Джейсон Робардс) по ликвидации конкурентов, которая произошла в День святого Валентина 1929-го года.
Трип (The Trip), 1967
Резкая смена жанра. Корман снимает собственное осмысление кислотной культуры 60-х. И в очередной раз опережает многих "серьезных" режиссеров. Название фильма полностью отражает его содержание.
Газ! Или как пришлось уничтожить мир, чтобы его спасти (Gas! -Or- It Became Necessary to Destroy the World in Order to Save It.), 1970
В начале 70-х Корман постепенно сворачивает режиссерскую деятельность, сосредотачиваясь на продюсировании. Но успевает снять два очень разных фильма. Во-первых, этот сатирический постапокалипсис, по сюжету которого, из секретной лаборатории в США утекает газ, убивающий всех старше 25. Молодежь быстро скатывается к первобытно-общинному строю. Не верьте рейтингу IMDB, он откровенно смешон (4.1). Это не великое кино, но достойная сатира и неплохой постапокалипсис.
Красный барон (Von Richthofen and Brown), 1971
Воздушные баталии в небе Франции во время Первой Мировой. Сравнительно высокий для Кормана бюджет и неплохие съемки, но до батального кино Голливуда не дотягивает. А кроме стандартной голливудской военной драмы особо ничего в фильме нет.
Франкенштейн освобожденный (Roger Corman's Frankenstein Unbound), 1990
Спустя 19 лет режиссерского молчания Корман возвращается, чтобы снять последний фильм. В его версии есть не только доктор и его монстр, но и лорд Байрон, путешествия во времени и апокалипсис, случающийся в самом начале фильма.