Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Если вы не любите Кормана - вы не любите кино. Краткий обзор режиссерских работ великого продюсера

Оглавление

Исторически сложилось, что точкой входа в кино по крайней мере для меня и моего поколения был Голливуд 80-х и 90-х. А без Роджера Кормана он бы выглядел совсем по-другому. Не было бы ни плюсов, ни минусов. Расцвет продюсерской и режиссерской карьеры Кормана пришелся на 50-е и 70-е. И уже в начале 70-х влияние низкобюджетных эксплуатационных фильмов, которые десятками каждый год выпускал Корман, на "Большое кино" стало трудно отрицать. Значительная часть Нового Голивуда (Коппола, Богданович, Хеллман, Николсон, а в последствие Кэмерон, Данте, Бекмамбетов и многие другие) начинали творческий путь, снимая малобюджетки для Кормана. К слову, несмотря на достаточно жесткий стиль Кормана-продюсера (он требовал снимать максимально быстро и дешево), память о нём среди его многочисленных протеже осталась в целом положительной. В отличие от некоторых других продюсеров, не будем называть имён.

Но если 70-е были эпохой, когда большое кино снимали бывшие "стажеры" Кормана, то в 80-е голливудское кино стало непосредственно напоминать фильмы Кормана, но с большими бюджетами. Это не мой креатив, многие исследователи отмечают, что сдвиг массовой культуры в сторону фантастики, хорроров и экшна во многом был результатом опыта Кормана. Даже "Форсаж" (Fast and Furious) был ремейком низкобюджетного гоночного экшна 1954-го (один из первых фильмов), спродюсированного Корманом. Кроме того, в отличие от многих других продюсеров Корман частенько садился в режиссерское кресло и сам снимал, как правило, дешевое, но эффектное и эффективное кино. Полного разбора режиссерских проектов не будет, пройдусь только по тем фильмам, которые посмотрел. Но и этого для первого приближения, полагаю, хватит.

Выборочный обзор режиссерских опытов Кормана

Пулеметчик Келли (Machine-Gun Kelly), 1958

Восемнадцатый фильм Кормана. При том, что сам снимать кино Роджер начал в 1955-м. Это малобюджетное, но компетентное гангстерское кино с относительно молодым, но уже суровым Чарльзом Бронсоном в главной роли. Разглядел Корман в актере второго плана будущую звезду.

Ведро крови (A Bucket of Blood), 1959

-2

Комедийный хоррор, оказавшийся слегка впереди своего времени. Незадачливый скульптор по стечению сценарных обстоятельств становится серийным убийцей и одновременно с этим обретает успех в своей деятельности.

Дом Ашеров (The Fall of House of Usher), 1960

-3

Начиная с 1960-го года, Корман немного снижает темп, ограничиваясь 3-4 режиссерскими работами в год. Одновременно заметно повышается качество его фильмов. Именно на это время приходится его увлечение творчеством Эдгара Аллана По и готическим хоррором. Для хоррора первой половины 60-х явление равнозначное ужасам студии Hammer в Британии и итальянского готическому ужасу.

Магазинчик ужасов (The Little Shop of Horrors), 1960

-4

Возвращение в микробюджетный современный хоррор. История простоватого служащего цветочного магазина, которому встретился разумный плотоядный цветок из космоса, требующий в качество подкормки человечинки. Вероятно самый известный в США фильм Кормана, по которому даже был поставлен мюзикл, а в 1986 из этого мюзикла соорудили крупнобюджетную экранизацию.

Колодец и маятник (Pit and the Pendulum), 1961

-5

Еще одна вольная, но чертовски крутая адаптация По. Корман берет концепт и выстраивает вокруг него собственную историю. В этом фильме компанию Винсенту Прайсу составила "королева крика" Барбара Стил, более известная по работе в итальянских ужасах.

Захватчик (The Intruder), 1962

-6

Hidden Gem как он есть. Малобюджетная, но впечатляющая Южная Готика с молодым Уильямом Шетнером в роли крайне правого популиста, который приехал в южный городок с целью разжечь тлеющий межрасовый конфликт и сделать на этом политическую карьеру. Отличный фильм без скидок на жанр и происхождение.

Похороненные заживо (Premature Burial), 1962

-7

Снова Эдгар Аллан, но на этот раз менее удачно. Во-первых, нет Винсента Прайса, а Рэй Милланд свою роль не вытягивает. Во-вторых, персонаж у него получился слишком эксцентричным, чтобы вызывать эмпатию. Таких персонажей только Прайс умел хорошо играть.

Истории ужасов (Tales of Terror), 1962

-8

Хоррор-антология (несколько не связанных друг с другом новелл) по рассказам (внезапно!) Эдгара Аллана По. Полный специфического очарования фильм с феноменальным актерским составом. Кроме Прайса в кино засветились Питер Лорре и Бэзил Рэтбоун, бывшие звездами хоррора еще в 30-х и 40-х.

Башня смерти (Tower of London), 1962

-9

Менее удачная работа. Ремейк фильма 1939-го года, который превратил историю Ричарда Глостера в готический хоррор. Любопытно, что если в первом фильме Винсент Прайс играл роль второго плана, то спустя 23 года ему уже досталась роль самого Ричарда.

Заколдованный замок (The Haunted Palace), 1963

-10

Если начинаешь всерьез снимать ужасы, рано или поздно придешь к творчеству Говарда, нашего, Филлипса. "Заколдованный замок" - это сборная солянка из нескольких рассказов Лавкрафта, которая вряд ли понравиться поклонникам писателя. Но кино получилось оригинальным с уникальной атмосферой страшной сказки. Ничего "космижески-ужасного" здесь нет, но кормановского-готического в изобилии.

Ворон (The Raven), 1963

-11

Первый заметный сбой Кормана. Как понятно из названия, режиссер решил "экранизировать" самое известное стихотворения По (Nevermore), но сценарий получился за гранью критики. Не помог фильму и мощный актерский состав (Винсент Прайс, Питер Лорре, Борис Карлофф и молодой Джек Николсон).

Террор (The Terror), 1963

-12

Оригинальный готический хоррор, который решили по-быстрому снять в декорациях и с актерами (Карлофф и Николсон) из "Ворона". Спорный вопрос авторства фильма, чьего материала в фильме оказалось больше молодого Фрэнсиса Форда Копполы или ветерана Кормана...

Человек с рентгеновскими глазами (X), 1963

-13

Корман возвращается в современность и снимает трэш-фантастику о пошедшем не так эксперименте, в результате которого Рэй Милланд обзавелся рентгеновским зрением. Больше всего похоже на голливудскую фантастику 50-х: наивно и трэшово.

Маска красной смерти (The Masque of the Red Death), 1964

-14

Снова Эдгар Аллан По и снова удача. Винсент Прайс, кажется, был рожден для роли герцога Просперо.

Гробница Лигейи (The Tomb of Ligeia), 1964

-15

Последний из серии готических хорроров по мотивам Эдгара Аллана По. Достойное завершение серии. Вообще кормановско-аллановскую серию хорошо смотреть в качестве минисериала а-ля "Сумеречная зона" или "За гранью возможного". Одна и та же (почти) актерская труппа в похожих декорациях разыгрывает разные хоррор-истории.

Дикие ангелы (The Wild Angels), 1966

-16

Один из самых коммерчески успешных и художественно состоятельных байкерских фильмов 60-х. Удачный каст (Питер Фонда, Брюс Дерн, Нэнси Синатра) и верно подобранная интонация. Фильм выглядит чем-то средним между арт- и бимуви, что делает это кино лучшим высказыванием на тему. Откровенно говоря, мне "Дикие ангелы" нравятся даже больше "Беспечного ездока".

Резня в День святого Валентина (The St. Valentine's Day Massacre), 1967

-17

Самый дорогостоящий на момент выхода фильм Кормана. Абсолютно голливудское кино в лучшем смысле этого слова. Отличный гангстерский фильм, пытающийся реконструировать знаменитую операция Аль Капоне (здесь его играет Джейсон Робардс) по ликвидации конкурентов, которая произошла в День святого Валентина 1929-го года.

Трип (The Trip), 1967

-18

Резкая смена жанра. Корман снимает собственное осмысление кислотной культуры 60-х. И в очередной раз опережает многих "серьезных" режиссеров. Название фильма полностью отражает его содержание.

Газ! Или как пришлось уничтожить мир, чтобы его спасти (Gas! -Or- It Became Necessary to Destroy the World in Order to Save It.), 1970

-19

В начале 70-х Корман постепенно сворачивает режиссерскую деятельность, сосредотачиваясь на продюсировании. Но успевает снять два очень разных фильма. Во-первых, этот сатирический постапокалипсис, по сюжету которого, из секретной лаборатории в США утекает газ, убивающий всех старше 25. Молодежь быстро скатывается к первобытно-общинному строю. Не верьте рейтингу IMDB, он откровенно смешон (4.1). Это не великое кино, но достойная сатира и неплохой постапокалипсис.

Красный барон (Von Richthofen and Brown), 1971

-20

Воздушные баталии в небе Франции во время Первой Мировой. Сравнительно высокий для Кормана бюджет и неплохие съемки, но до батального кино Голливуда не дотягивает. А кроме стандартной голливудской военной драмы особо ничего в фильме нет.

Франкенштейн освобожденный (Roger Corman's Frankenstein Unbound), 1990

-21

Спустя 19 лет режиссерского молчания Корман возвращается, чтобы снять последний фильм. В его версии есть не только доктор и его монстр, но и лорд Байрон, путешествия во времени и апокалипсис, случающийся в самом начале фильма.