Найти в Дзене
VIKENT.RU

Творческие коллективы. Ефремов Олег Николаевич. Часть 2/3

Оглавление

Толмачев Андрей Валерьевич

Начало:

В годы «хрущёвской оттепели» под руководством Олега Николаевича Ефремова группой молодых актёров — выпускников школы-студии МХАТ в Москве был создан театр «Современник».

Каковы причины появления нового театра в Москве?

Фото № 2, Источник: https://clck.ru/W62qG
Фото № 2, Источник: https://clck.ru/W62qG

В начале века К.С. Станиславский (не без помощи В.Э. Мейерхольда) изобрёл идею студии, считая её спасительной для того «учреждения», в которое неизбежно превращался обретший славу МХТ. Предполагалось, что студия может стать гарантом, предохраняющим «театр-дом» от неизбежного застоя. В.И. Немирович-Данченко этой идее Станиславского не раз оппонировал, предвидя в студиях и студийцах потенциальных разрушителей и «могильщиков» преуспевающего и широко поставленного дела. В истории реализовались и надежды Станиславского, и опасения его умнейшего оппонента.

«Современник» попытался восстановить в своей практике образ старого Мхатовского Дома, его художественные и этические идеалы. Это была, конечно, мистификация, но все театральные революции нуждаются в такого рода одеяниях. В условиях другой страны и другой культуры они пытались ввести в жизнь легендарные принципы старого МХТ. Из истории всплыло и стало важным выражение «товарищество на вере». Вспомнив это, они сочинили устав, который должен был возродить новое товарищество актёров.

Это был первый за несколько десятилетий театр, родившийся не «сверху», а «снизу», по воле самих творцов, а не чиновников. Их спектакли запрещали. Это только возбуждало их азарт: запрещают — значит, они делают действительно что-то важное. Их репетиции часто заканчивались застольем, а застолье плавно переходило в репетицию. Однако даже эта «святая традиция» здесь видоизменилась. В их гульбе не было ни тупого отчаяния, ни наркотического самоодурения. Это была зона вольного фамильярного контакта, который в свою очередь был выражением нового чувства жизни этих молодых людей. Они понимали тогда, что искусство растёт не из книг и плоской морали, а из воздуха свободы, веселья, трепа, дружеского пиршества, без которого настоящий театр не живёт.

Управление театром, исходя из его целей по О.Н. Ефремову

По мнению помощника О.Е. Ефремова, последний руководил театром, исходя из его целей в целом, а не целей отдельных — пусть и очень талантливых — актёров:

«Его понимание актёрской психологии и актёрской профессии было одновременно очень высоким и очень жестоким. Второе вытекало из первого. Он знал, как быстро уродуется личность актёра, как легко он соскакивает в эксплуатацию своего дара, в дешёвку. Презрение к каботинству (стремление к актёрской славе — Прим. И.Л. Викентьева) было в основе его отношений с актёрским миром.

Однажды в Белграде в комнатёнке за сценой к нему подошла местная «звезда», стала чем-то восхищаться или за что-то благодарить. При этом очень по-актёрски смеялась и жестикулировала. Когда «звезда» испарилась, он вдруг сформулировал: «Вот типично актёрское лицо. Все мышцы переродились от вранья»

О.Н. мыслил категорией театра как целого, хотел, чтобы актёр понимал свою соподчиненность этому высшему целому. «Это же театр» (с напором на последнее слово) — вот излюбленное объяснение любой ситуации. Его разлады с актёрами, его споры и конфликты с ними (особенно с самыми талантливыми) вырастали на этой почве. Актёр мыслит театр в категориях своего успеха и неуспеха. И в этом правда его жизни. О.Н. измерял любого актёра успехом или неуспехом общего дела.

Раздел труппы МХАТа на два театра при О.Н. Ефремове

Фото № 3, Источник: https://a-a-ah.ru/mhat-im-gorkogo
Фото № 3, Источник: https://a-a-ah.ru/mhat-im-gorkogo

О.Н. Ефремов стремился реформировать МХАТ, куда был назначен главным режиссёром. Он смог: поставить ряд новых спектаклей и вернуть (!) зрителей в театр; пригласить выдающихся актёров: Иннокентия Смоктуновского, Андрея Попова, Евгения Евстигнеева.

Но, увы, коллектив был избалован Властями — цитирую далее самого О.Н. Ефремова: «Мне всегда казалась противоестественной ситуация театра, где труппа так разрослась, что по именам не все друг друга знают. Но как раз уменьшение труппы — вещь чрезвычайно болезненная. Когда я пришёл в Художественный театр, там была ещё вокальная часть: больше двадцати человек, все в возрасте, петь уже не могут, иногда участвуют в народных сценах. Я предложил эту группу сократить. Что началось! Собрания, письма в инстанции. Кто-то выступает, бьёт себя в грудь, вспоминает, что у неё ребёнок, потом выясняется, что этот ребёнок давно уже генерал.

Труппа слишком разрослась, стало невозможно нормально работать. Я до сих пор уверен, что сделал правильный шаг. Если уж на то пошло, ну не увольнять же половину труппы, правда ведь? Пускай пробуют сами, обретут свой опыт, сделают театр по своему пониманию. Я ведь не отбирал: этот со мной, тот нет. В какой-то момент этих сумасшедших дней партком предложил нам такой художественный совет, а Олег Табаков сказал: «Пойдёмте в другую комнату и выберем свой худсовет!» Кто за ним пошёл, тот и ушёл сюда, а не то, что я кого-то выбрал. Мы только что обсуждали тему «воспроизводства» в Художественном театре. Главная традиция Художественного театра — воспроизводить.

МХАТ к концу шестидесятых годов находился в тяжёлом положении. Ничто не прошло даром: ни десятилетия работы вне какой бы то ни было критики, ни положение «первого театра страны», ни ежегодные премии, ни многое другое. Ещё в спектаклях играли прекрасные мастера «второго поколения». Но на спектаклях МХАТа не покидало ощущение, что театр работает в каком-то безвоздушном пространстве, в общественном вакууме. Словно он выпал из исторического времени. Ушли свои зрители, не осталось своих авторов, не было реального понимания линии развития дела — театр, что называется, доживал. Билеты во МХАТ (!) продавали в нагрузку. Во МХАТ ходили преимущественно командированные и школьники.

«Осенью 1970 года Ефремов начал перестройку Художественного театра. К моменту прихода Ефремова в труппе было полторы сотни актёров, многие из которых годами не выходили на сцену. Театр изнемог от внутренней борьбы и группировок.Ефремов поначалу вспомнил мхатовские предания времен Станиславского, создал «совет старейшин», попытался разделить сотрудников театра на основной и вспомогательный состав.

Он провёл с каждым из них беседу, чтобы понять, чем дышат тут артисты. После этих бесед он чуть с ума не сошёл. Это был уже не дом, не семья, а «террариум единомышленников». К тому же «террариум», привыкший быть витриной режима. Быт Художественного театра, его привычки и самоуважение диктовались аббревиатурой МХАТ СССР, которую поминали на каждом шагу.

Потерпев поражение в попытках реформировать театр изнутри, Ефремов начал, как говорят солдаты, «окапываться». Внутри Художественного театра он стал постепенно создавать другую труппу, отбирая в неё как артистов старого МХАТ, так и тех, кто был ему близок по духу, прежде всего, конечно, актёров «Современника».

Вы можете поправить автора, если он не прав!

Продолжение:

+ Ваши дополнительные возможности:

Сегодняшняя публикация напоминает Интеллектуалам — не обязательно занимающихся на онлайн-курсе VIKENT.RU — о воскресной бесплатной (!) онлайн-консультации VIKENT.RU, № 254, которая традиционно запланирована для всех желающих на третье воскресенье — т.е. на 25 июля 2021 года месяца в 19:59 по московскому времени.

Ваша свободная регистрация + серьёзные вопросы по более чем 400 https://vikent.ru/map_000/ направлениям креативной / творческой деятельности:

https://vikent.ru/w0/

Список источников:

  1. Ефремов Олег Николаевич // https://vikent.ru/author/1487/
  2. Создание театра «Современник» О.Н. Ефремовым// https://vikent.ru/enc/4516/
  3. Управление театром, исходя из его целей по О.Н. Ефремову // https://vikent.ru/enc/4524/
  4. Раздел труппы МХАТа на два театра при О.Н. Ефремове// https://vikent.ru/enc/4515/