Дорога в город Яровое Алтайского края лежит через Немецкий район, который славится в регионе своими качественными продуктами. Здесь живут потомки переселенцев с Поволжья. Хотя в годы перестройки многие уехали на историческую родину, но все-таки специфика места сохранилась.
И среди этих немецких поселений есть одно совсем необычное. Это село Орлово, которое в 1908 году основали меннониты, выходцы из Причерноморья и Оренбуржья. Они старались убежать от наступающего прогресса и искали уединения, и нашли.
Первые годы село жило очень хорошо, жители хотели и умели работать и активно осваивали не очень плодородные земли. Здесь был даже учрежден волостной центр. 29 августа 1910 г. Орлово посетили премьер-министр П.А. Столыпин и министр земледелия А.В. Кривошеин, оценивающие потенциал региона.
До революции за за казенный счет были построены больница и почта , работали лавки И. Абрамса, Ф. Дика, кредитное товарищество, кирпичный завод, создан духовой оркестр, действовала школа. Был здесь и собственный проповедник, его приход насчитывал около 300 человек. Меннониты сторонятся общественной жизни, поэтому установлению советской власти они особенно не сопротивлялись, но поддерживали связи с общинами меннонитов. В 1923 году в Орлово под эгидой Американской меннонитской помощи был организован комитет помощи голодающим.
Но в 1930 году группа крестьян Орлово была осуждена за сопротивление проведению коллективизации: проповедник Д.Г. Герцен, Я.П. Изаак и П.П. Янцен – на пять лет лишения свободы, А.А. Рехерт – к административной высылке в Туруханский край. После этого село было вынуждено вступить в колхоз. В 1940 г. колхозные земли в Орлово составляли 1330 га, насчитывалось 44 колхозных дворов, население – 164 человека.
В 1937–1938 гг. репрессиям по политическим мотивам подверглись 22 жителя Орлово, все были расстреляны: Г. Брейль, И. Варкентин, Г. Вибе, И. Вибе, Д. Гиберт, А. Гамм, П. Дик, К. Дик, А. Кнаус и другие. С февраля 1938 г. немецкие национальные школы страны ликвидированы и переведены на русский язык преподавания.
К своим немецким корням местные жители смогли официально вернуться только после перестройки. Но в результате эмиграции на историческую родину к 1996 году в селе осталось около 10% коренного населения. Вместо них прибыли переселенцы из Казахстана и Средней Азии. Но все же село сохранило какую-то особенную атмосферу.
Сейчас в Орлово шесть улиц: Гагарина, Мира, Ленина, Школьная, Первомайская, Молодежная, сельская инфраструктура включает администрацию села, правление колхоза, фирма «Фишер», общеобразовательную школу, больницу, дом престарелых, дом культуры, сельскую библиотеку, центр немецкой культуры, детский сад «Сказка», отделение почты, сбербанка, около 10 магазинов, столовая, два кафе. Зато нет ни одной церкви,только молельный дом баптистов. Многие работают на знаменитом местном предприятии Брюкке. Село производит очень благоприятное впечатление, хозяйства в основном зажиточные.
Местные жители очень неохотно разговаривают с приезжими, опыт прежней жизни, видимо, сказывается. Интересно, что во дворах почти нет собак, а вот скота много, на полях пасутся большие стада, люди тут по-прежнему живут работящие. Следов меннонитов мне обнаружить не удалось. Наверное, если они и остались, то стараются свою веру не афишировать. А вот говорят местные (в основном пожилые) на какой-то смеси русского, немецкого и украинского - сначала даже не сразу понимаешь, что они говорят. Вот такое необычное место есть в Алтайском крае.
Интересно, а где-то еще остались в России меннониты?
И небольшое видео: