Найти в Дзене
Всем балет!

«О балете было забыто». Как пережило войну Московское хореографическое училище

Оглавление

Великая Отечественная война застала Московское хореографическое училище врасплох. 21 июня 1941 года состоялся выпускной спектакль, а 22 июня началась война. В Москве была крайне напряженная обстановка, навевали ужас воздушные тревоги и вой сирен. Театр и школа готовились к эвакуации, но далеко не сразу стало известно, куда именно. Об этом ходило множество слухов, которые позже не подтвердились.

Под грифом «Секретно» вскоре после начала боевых действий выходит распоряжение о необходимости эвакуации учащихся и педагогов хореографического училища в город Васильсурск Горьковской области (ныне — Нижегородская). В письме была отмечена необходимость продолжать учебные занятия, озвучено требование руководству города предоставить помещения для проведения уроков и проживания учащихся. В августе 1941 года на пароходе «Григорий Пирогов» школа прибыла в маленький волжский городок Васильсурск. Туда же были отправлены бытовые принадлежности для обустройства жизни училища: матрацы, одеяла, вилки, ложки, костюмы, балетные туфли.

Балетный тыл

Училище прибыло в Васильсурск под руководством директора, заслуженного артиста РСФСР Николая Ивановича Тарасова и расположилось в помещениях, которые не были приспособлены к жизни людей. К началу учебного года требовалось наладить питание, проживание, медицинское обслуживание учащихся, заново создать с нуля учебный и воспитательный процесс, чем и занимался весь педагогический коллектив. Несмотря на трудности, учебный год начался 1 сентября 1941 года.

Воспитанники училища занялись не только учебой, но и присоединились к лозунгу «Все для фронта! Все для Победы!» и участвовали в заготовках хлеба для фронтовиков, ухаживали за прибывающими ранеными, дежурили в больницах, читали бойцам газеты, участвовали в сборе урожая, лесозаготовках, помогали колхозникам на полях.

Можно сделать вывод, что при такой вынужденной занятости в условиях военного времени уровень образования существенно снизился. Оставалось время лишь на спец. предметы и концертную деятельность, но никак не на общеобразовательную программу. Но в военное время это ничуть не удивительно и даже нормально: вся страна, включая детей, работала на помощь фронту, забыв о себе.

Концерты на войне

Особой поддержкой для фронтовиков и других эвакуированных школьников были концерты, которые давали в Васильсурске воспитанники хореографического училища. Пригласительные билеты учащиеся сами создавали и подписывали, костюмы и декорации создавались также руками педагогов и учащихся. Выступать приходилось на крошечных площадках, где зрители располагались не в креслах, а прямо на земле или на полу в нескольких шагах от будущих артистов.

Расцвет фронтовой сценической практики учащихся пришелся на работу прибывшего в Васильсурск Касьяна Голейзовского. Знаменитая постановка «Ёлка Деда Мороза» — подарок детям Васильсурска — покорила зрителей, и даже сам балетмейстер, не привыкший хвалить себя, позже признавал этот спектакль хорошим во всех отношениях.

Составитель В.А. Тейдер. – М.: МГАХ, 2010. – 240 с.
Составитель В.А. Тейдер. – М.: МГАХ, 2010. – 240 с.

Зима

Первая зима выдалась суровой для воспитанников училища: помещения, в которых расположилась школа, не были пригодны для полноценного проживания в холодное время года. Приходилось обустраивать быт, заготавливать дрова и отапливать помещение самостоятельно, электричества тоже не было, а балетом приходилось заниматься в теплой одежде и валенках.

Как писала в своей книге Майя Плисецкая: «Кто-то из полярных путешественников сказал, что человек может привыкнуть ко всему — кроме холода. Это правда. Да и как привыкнешь». Со временем учащиеся разместились в квартирах местных жителей: соотечественники в это тяжелое время давали друг другу кров.

О балете было забыто?..

Судя по тому, насколько по-взрослому сложной была жизнь эвакуированных воспитанников балетного училища, неудивительно, что учёба отошла на второй план. Но не все учащиеся балетной школы были эвакуированы в Васильсурск и имели возможность заниматься под присмотром педагогов. Например, Майя Плисецкая пережила начало войны в Свердловске, куда успела уехать с семьей до начала боевых действий в Москве. Близкие Плисецкой полагали, что театр будет эвакуирован в Свердловск, поэтому было решено ехать туда. В итоге это предположение оказалось ошибочным, именно поэтому будущая артистка надолго осталась без уроков танца.

Майя Плисецкая ровно год не занималась балетом и понимала, что большие перерывы могут стоить ей профессии. Но таково было военное время, и этот год Плисецкая провела в очередях за продовольствием: «...Пальтецо драповое — чуть коленки прикрывает. Ноги в часовых стояниях зябли отчаянно. О балете было забыто».

Скоро до Плисецкой дошли слухи, что Большой театр возобновил работу, а занятия в училище продолжаются, поскольку не все уехали в эвакуацию. В конце 1942 года юная Майя решила вернуться в Москву любым способом. На билет были потрачены последние деньги, попасть в город без пропуска помогли добрые люди, и Плисецкая вернулась в училище. Выпускников в тот год вела Мария Михайловна Леонтьева, сказавшая, что Плисецкой нужно лезть из кожи вон, чтобы наверстать упущенное. И она наверстала: «Школа позади. Война продолжается. Но теперь впереди моя собственная война. За место в жизни», писала балерина в своей книге.

Майя Плисецкая - Одиллия
Майя Плисецкая - Одиллия

Фото: Семён Мишин-Моргенштерн, 1949 год, Москва, russiainphoto.ru

Великая Отечественная война стала переломным моментом для страны, разорила и разрушила ее почти до основания. В те годы искусство помогало людям хотя бы ненадолго забыть ужасы войны и вспомнить, что есть мирная жизнь, а в ней — творчество, труд, созидание. Испытания военных лет заставляли людей жить в горе, мытарствах и лишениях. Но почему-то именно такие условия порой заставляли посмотреть на жизнь иначе и являть искусство вопреки обстоятельствам. Одним из таких примеров стала деятельность ансамбля Аркадия Обранта на войне, а также основание Пермского хореографического училища. Но это уже совсем другая история, и о ней мы поговорим в следующий раз.

  • Более подробно об эвакуации Московского хореографического училища можно прочитать на сайте МГАХ по этой ссылке, а также в статье Леоновой М. К. и Ляшко З. Х. «Московское хореографическое училище в годы Великой Отечественной войны», опубликованной в 2020 году.

🎭 Как жили и учились воспитанники Московской балетной школы в XX веке

🎭 Суровый быт воспитанников балетного училища в Петербурге