Где-то неделю назад я посмотрела совсем свеженький фильм 2020 года «Девушка, подающая надежды». У меня остались противоречивые чувства по поводу этой ленты. После него остаётся горькое послевкусие, но посмотреть его точно стоит.
Фильм не пустой, захватывающий и остросоциальный. Изначально я не ожидала многого от истории, заявленной как «стильный триллер о женской мести». Сюжет совсем не нов и даже банален, но меня зацепил трейлер.
Вообще мне нравятся истории о том, как справедливость торжествует, а все негодяи в конце наказаны. Именно такого развития событий я и ожидала от «Девушки, подающей надежды».
Фильм начинается с того, что группа молодых мужчин в ночном клубе замечает пьяную девушку, отмечая, что такие «сами напрашиваются».
Один из них вызывается ей помочь и обманом привозит плохо соображающую девушку к себе домой.
Что он делает, конечно, зря.
Пару слов о "Девушке, подающей надежды"
Главная героиня Кассандра в тридцать лет работает в кофейне и живёт с родителями, что по меркам американского общества ставит ей клеймо жуткой неудачницы.
Тут я думаю о том, как много людей в России живёт в родительской хрущёвке вместе с жёнами/мужьями/детьми и понимаю, насколько разный у нас менталитет.
Когда-то Кассандра училась в университете на медицинском факультете и была одной из лучших студенток, пока с её лучшей подругой не случилось несчастье. Кассандра тяжело перенесла утрату самого близкого человека, бросила учёбу и замкнулась в себе. После этой травмы вся её жизнь пошла наперекосяк.
Про опасность состояния "Жертва" я писала тут:
Случайно она узнаёт, что молодой человек, изнасиловавший её подругу, вернулся из Лондона в родной город. У него всё хорошо: он окончил университет с отличием, сделал блестящую карьеру и теперь собирается жениться на красавице-модели.
Кассандра решает отомстить ему, а заодно всем причастным лицам.
Плюсы и минусы
У фильмов о мести есть один серьёзный недостаток: предсказуемый финал. Но вот создатели «Девушки, подающей надежды» удивили. Не зря же фильм получил "Оскар" за лучший сценарий.
Вообще после просмотра трейлера появляется ощущение, что главная героиня – обычная психопатка, которая убивает без разбора всех мужчин, оказавшихся на её пути.
Это осознанное введение зрителя в заблуждение.
На самом деле фильм тоньше. Это не кино про «сильную и независимую женщину» в стереотипном голливудском исполнении. Скорее наоборот: это история о том, как легко утратить опору в жизни, сломаться и не оправиться уже никогда.
Отдельное достоинство картины – жёсткие, неудобные вопросы, которые Кассандра задаёт лицам, причастным к трагедии её подруги.
Взять, к примеру, сцену с ректором университета, где учились девушки. На мой взгляд, одна из лучших сцен в фильме. Когда речь идёт о какой-то там чужой девчонке, то «сама дура виновата». И юбку не ту надела, и на вечеринке с парнями выпивала...
Как только в аналогичной ситуации оказывается её дочь, то «вы не понимаете, это другое».
Вот это, на мой взгляд, и пытались показать создатели фильма: насколько циничной и лицемерной может быть реакция "добропорядочных людей" на очевидное преступление, и как легко находятся оправдания отвратительным поступкам «хороших парней».
И, конечно, раскрывается тема виктимблейминга: жертва вынесла не только групповое насилие на вечеринке, но и подверглась травле в обществе лишь за то, что решила защищаться, а не молча плакать на плече у подруги.
И ещё большой вопрос, что в итоге травмировало девушку больше и подтолкнуло к отчаянному шагу.
Фильм можно назвать феминистическим, затрагивающим важные гендерные вопросы. В первую очередь, это вопросы сексуального согласия.
Нормально ли ли считать, что женщину можно изнасиловать, если она:
- а) пьяна,
- б) одета в короткую юбку,
- в) отдыхает в баре в компании мужчин,
- г) ведёт себя вызывающе,
- д) имеет репутацию «потаскушки», как выразилась одна из бывших одногруппниц Кассандры?
Авторы фильма дают чёткий ответ: нет.
«Нет», – раз за разом повторяет главная героиня, притворяясь пьяной. И снова и снова её не слышат. Глухая стена общества, придумавшего скверные правила игры.
А посыл у фильма очень простой.
Ничто не является индульгенцией, дающей право «хорошему» парню насиловать «плохую» девушку. Ничто не может оправдать преступление. Ничто. Хороший человек не может изнасиловать другого человека. И оправдывать эту мерзость хорошие люди тоже не могут.