Найти тему
Марина Беликова

Три лица одной богини: девочка-жертва-царица подземного мира

Оглавление

Этот интереснейший женский архетип имеет три ипостаси: девочки-Коры, безымянной жертвы и Царицы подземного мира Персефоны.

Про архетип Коры-Персефоны я рассказала в предыдущей статье. Начало тут:

Жертва обстоятельств или дама в беде

Итак, как мы уже выяснили, архетип Коры – это вечная жертва. Становление личности этой богини в мифе начинается с разрушения её привычного уютного мира, выхода из детства.

Или, как принято сейчас говорить, выхода «из зоны комфорта».

Иногда это «дама в беде», которую непременно спасает рыцарь. Тогда в мифе обычно следует любовная линия.

Мне пришёл на ум ещё один любопытный греческий миф об Ариадне и Дионисе.

Мифы об Ариадне, Елене и Ифигении

Я думаю, что многим хорошо знаком миф о Тесее, сразившем минотавра с помощью своей возлюбленной Ариадны. Именно она дала ему меч для битвы с чудовищем и клубок, позволивший ему выбраться из лабиринта.

Вот только в мифе этот Тесей поступил подло с любящей его женщиной, готовой ради него бросить всё.

Статуя Ариадны.
Статуя Ариадны.

Вместе с Ариадной от отца сбежала и её сестра, Федра. На корабле Тесею приглянулась Федра. Недолго думая, он решил избавиться от надоевшей возлюбленной.

Тесей оставил спящую Ариадну на необитаемом острове, где она должна была умереть от голода и жажды.

Бог Дионис сжалился над бедной Ариадной, женился на ней и забрал на небо. С тех пор в небе есть созвездие Ариадны.

Картина Вакх и Ариадна. Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654—1727).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Фото взято с сайта http://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=491400564
Картина Вакх и Ариадна. Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654—1727). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Фото взято с сайта http://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=491400564

А когда Тесею было пятьдесят лет, она выкрал двенадцатилетнюю на тот момент Елену Прекрасную – ту, из-за которой впоследствии случилась Троянская война.

Про этот архетип тут:

Потом он решил помочь другу украсть... ту самую богиню Персефону, чтобы принудительно взять её в жёны.

Тут-то к зарвавшемуся герою и прилетела птичка обломинго: Тесей стал пленником бога Аида.

Как говорится, не для него роза цвела.

В это же время юную жену-невольницу отбили братья. Малолетняя Елена вернулась домой.

По одной версии, Елена не пострадала от героя-педофила. По другой – родила дочь Ифигению, а потом отдала её на воспитание сестре. Судьба Ифигении тоже была печальна.

Жан Тассель "Жертвоприношение Ифигении" https://ar.culture.ru/ru/subject/zhertvoprinoshenie-ifigenii-2-1
Жан Тассель "Жертвоприношение Ифигении" https://ar.culture.ru/ru/subject/zhertvoprinoshenie-ifigenii-2-1

Миф об Ифигении я использовала в своём романе «Мамина любовь». Именно эту картину рассматривала Катя.

Жертва

Как видите, в мифах об обречённых девушках часто фигурируют спасители мужского пола.

В «Красной шапочке» это лесорубы, в сказке «Синяя борода» – братья жены Синей Бороды. Во многих сказаниях разных народов отданную на съедение дракону деву спасает герой.

Кадр из фильма "Красная шапочка" https://www.vokrug.tv/product/show/red_riding_hood/
Кадр из фильма "Красная шапочка" https://www.vokrug.tv/product/show/red_riding_hood/

Но, увы, в жизни не всегда бывает так.

Похищенная, истерзанная морально и физически женщина (девушка, девочка) может провалиться во внутренний Стикс, оставаясь ни живой, ни мёртвой.

Чтобы заглушить боль жертва начинает прибегать к разрушительным вещам: самоповреждениям, случайным связям, алкоголю…

Иногда такая женщина наказывает себя, считая грязной, и отталкивает любящих, готовых помочь людей.

При просмотре фильма «Форест Гамп» многие недоумевали и даже злились на Дженни за то, что она бросила Фореста.

На самом деле в этом не было ничего необычного.

Фото с сайта Кинопоиск https://www.kinopoisk.ru/picture/869928/
Фото с сайта Кинопоиск https://www.kinopoisk.ru/picture/869928/

В детстве девочка подвергалась насилию со стороны отца. Она так и не смогла оправиться, застряв в состоянии жертвы.

Похожая ситуации описана у Достоевского в его великом романе «Идиот»: Настасья Филипповна не может выйти из сумрака и мечется между жизнью и смертью.

Вспомните сцену с деньгами.

Подумайте: можете ли вы взять и сжечь условный миллион долларов?

А Настасья Филипповна легко бросила их огонь.

Деньги нужны тем, кто собирается жить. В гроб их всё равно с собой не заберёшь.

Бессознательно она выбирает смерть от рук Рогожина. Красавица знает, что он её зарежет, о чём даже прямо говорит.

Весь ужас в том, что попавшая в ловушку жертва не имеет сил, чтобы вырваться.

А это привлекает в её жизнь новых хищников.

Девочка-жертва вырывается от отца-садиста… и находит нового в лице мужа.
Даже если ей хватит сил на новый побег, то она вновь и вновь будет становиться жертвой подобных нелюдей, пока не будет морально и физически уничтожена.
Круг замкнулся.

Жертва – страшное и разрушительное для личности состояние. С ним непременно нужно работать, выплывая из Стикса из последних сил.

Кадр из фильма "Мой ласковый и нежный зверь".
Кадр из фильма "Мой ласковый и нежный зверь".

Внутренние защитники

Юнг писал о том, что внутри каждой женщины есть анимус – мужская часть, что отвечает за реализацию на правах сильного в этом мире.

Про независимых богинь:

Зависимым богиням как никому другому требуется развивать в себе мужское начало.

Если у Артемиды или Афины упорства, независимости, агрессии и силы хоть отбавляй (а им действительно надо сдерживать себя и развивать черты иных богинь), то Кора должна опереться на своего внутреннего мужчину и позволить себе порой быть сильной и отстаивать свои границы в мужском мире.

Большинство мужчин достаточно агрессивны и напористы. Этого от них требует гендерная социализация плюс биология.

Совет Коре:

Пока другие женщины пробуждают в себе томных и нежных феечек, задача Коры призвать на помощь своего внутреннего мужика.
Пока другие женщины пробуждают в себе томных и нежных феечек, задача Коры призвать на помощь своего внутреннего мужика.

А ещё обратиться к внутренним ресурсам (архетипам) других богинь:

К защитнице незаслуженно угнетённых женщин Артемиде (феминистические группы по защите от агрессоров-мужчин были созданы благодаря этому архетипу).

К рациональной Афине, покровительнице наук. Изучить труды учёных и найти ответы на мучившие вопросы, пройти курс психотерапии.

К своей внутренней матери-Деметре, готовой пожалеть любимую крошку.

К духовным поискам Гестии – богине домашнего очага – чтобы с её помощью создать вокруг себя безопасное пространство в доме, наполненное уютом и любовью к себе через каждую деталь.

Возможно даже к Афродите, чтобы понять, что женственность и чувственность по-прежнему принадлежит самой женщине и не может быть отчуждена от неё и присвоена кем-то, кто однажды надругался над телом.

И, конечно, обратиться к ресурсам Персефоны – перерождённой Коры.

О состоянии Персефоны я расскажу в третьей части.

Поддержите статью лайком!

Давайте поговорим о жертвах.

Знакомо ли вам подобное состояние?

Книга с полным собранием мифов Древней Греции:

Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. Самое полное оригинальное издание — Николай Кун | ЛитРес

*рекламодатель: ООО "Литрес"

Моя книга на Ридеро:

Мамина любовь