Этот интереснейший женский архетип имеет три ипостаси: девочки-Коры, безымянной жертвы и Царицы подземного мира Персефоны.
Про архетип Коры-Персефоны я рассказала в предыдущей статье. Начало тут:
Жертва обстоятельств или дама в беде
Итак, как мы уже выяснили, архетип Коры – это вечная жертва. Становление личности этой богини в мифе начинается с разрушения её привычного уютного мира, выхода из детства.
Или, как принято сейчас говорить, выхода «из зоны комфорта».
Иногда это «дама в беде», которую непременно спасает рыцарь. Тогда в мифе обычно следует любовная линия.
Мне пришёл на ум ещё один любопытный греческий миф об Ариадне и Дионисе.
Мифы об Ариадне, Елене и Ифигении
Я думаю, что многим хорошо знаком миф о Тесее, сразившем минотавра с помощью своей возлюбленной Ариадны. Именно она дала ему меч для битвы с чудовищем и клубок, позволивший ему выбраться из лабиринта.
Вот только в мифе этот Тесей поступил подло с любящей его женщиной, готовой ради него бросить всё.
Вместе с Ариадной от отца сбежала и её сестра, Федра. На корабле Тесею приглянулась Федра. Недолго думая, он решил избавиться от надоевшей возлюбленной.
Тесей оставил спящую Ариадну на необитаемом острове, где она должна была умереть от голода и жажды.
Бог Дионис сжалился над бедной Ариадной, женился на ней и забрал на небо. С тех пор в небе есть созвездие Ариадны.
А когда Тесею было пятьдесят лет, она выкрал двенадцатилетнюю на тот момент Елену Прекрасную – ту, из-за которой впоследствии случилась Троянская война.
Про этот архетип тут:
Потом он решил помочь другу украсть... ту самую богиню Персефону, чтобы принудительно взять её в жёны.
Тут-то к зарвавшемуся герою и прилетела птичка обломинго: Тесей стал пленником бога Аида.
Как говорится, не для него роза цвела.
В это же время юную жену-невольницу отбили братья. Малолетняя Елена вернулась домой.
По одной версии, Елена не пострадала от героя-педофила. По другой – родила дочь Ифигению, а потом отдала её на воспитание сестре. Судьба Ифигении тоже была печальна.
Миф об Ифигении я использовала в своём романе «Мамина любовь». Именно эту картину рассматривала Катя.
Жертва
Как видите, в мифах об обречённых девушках часто фигурируют спасители мужского пола.
В «Красной шапочке» это лесорубы, в сказке «Синяя борода» – братья жены Синей Бороды. Во многих сказаниях разных народов отданную на съедение дракону деву спасает герой.
Но, увы, в жизни не всегда бывает так.
Похищенная, истерзанная морально и физически женщина (девушка, девочка) может провалиться во внутренний Стикс, оставаясь ни живой, ни мёртвой.
Чтобы заглушить боль жертва начинает прибегать к разрушительным вещам: самоповреждениям, случайным связям, алкоголю…
Иногда такая женщина наказывает себя, считая грязной, и отталкивает любящих, готовых помочь людей.
При просмотре фильма «Форест Гамп» многие недоумевали и даже злились на Дженни за то, что она бросила Фореста.
На самом деле в этом не было ничего необычного.
В детстве девочка подвергалась насилию со стороны отца. Она так и не смогла оправиться, застряв в состоянии жертвы.
Похожая ситуации описана у Достоевского в его великом романе «Идиот»: Настасья Филипповна не может выйти из сумрака и мечется между жизнью и смертью.
Вспомните сцену с деньгами.
Подумайте: можете ли вы взять и сжечь условный миллион долларов?
А Настасья Филипповна легко бросила их огонь.
Деньги нужны тем, кто собирается жить. В гроб их всё равно с собой не заберёшь.
Бессознательно она выбирает смерть от рук Рогожина. Красавица знает, что он её зарежет, о чём даже прямо говорит.
Весь ужас в том, что попавшая в ловушку жертва не имеет сил, чтобы вырваться.
А это привлекает в её жизнь новых хищников.
Девочка-жертва вырывается от отца-садиста… и находит нового в лице мужа.
Даже если ей хватит сил на новый побег, то она вновь и вновь будет становиться жертвой подобных нелюдей, пока не будет морально и физически уничтожена.
Круг замкнулся.
Жертва – страшное и разрушительное для личности состояние. С ним непременно нужно работать, выплывая из Стикса из последних сил.
Внутренние защитники
Юнг писал о том, что внутри каждой женщины есть анимус – мужская часть, что отвечает за реализацию на правах сильного в этом мире.
Про независимых богинь:
Зависимым богиням как никому другому требуется развивать в себе мужское начало.
Если у Артемиды или Афины упорства, независимости, агрессии и силы хоть отбавляй (а им действительно надо сдерживать себя и развивать черты иных богинь), то Кора должна опереться на своего внутреннего мужчину и позволить себе порой быть сильной и отстаивать свои границы в мужском мире.
Большинство мужчин достаточно агрессивны и напористы. Этого от них требует гендерная социализация плюс биология.
Совет Коре:
А ещё обратиться к внутренним ресурсам (архетипам) других богинь:
К защитнице незаслуженно угнетённых женщин Артемиде (феминистические группы по защите от агрессоров-мужчин были созданы благодаря этому архетипу).
К рациональной Афине, покровительнице наук. Изучить труды учёных и найти ответы на мучившие вопросы, пройти курс психотерапии.
К своей внутренней матери-Деметре, готовой пожалеть любимую крошку.
К духовным поискам Гестии – богине домашнего очага – чтобы с её помощью создать вокруг себя безопасное пространство в доме, наполненное уютом и любовью к себе через каждую деталь.
Возможно даже к Афродите, чтобы понять, что женственность и чувственность по-прежнему принадлежит самой женщине и не может быть отчуждена от неё и присвоена кем-то, кто однажды надругался над телом.
И, конечно, обратиться к ресурсам Персефоны – перерождённой Коры.
О состоянии Персефоны я расскажу в третьей части.
Поддержите статью лайком!
Давайте поговорим о жертвах.
Знакомо ли вам подобное состояние?
Книга с полным собранием мифов Древней Греции:
*рекламодатель: ООО "Литрес"