Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Мульханов: человек, сформировавший облик Петроградской стороны

Для того, чтобы заполучить славу и народное признание, архитектору не обязательно строить целые города - порой ему достаточно построить одну-две выдающиеся постройки, которые прославят его на столетия вперёд!

Однако бывают и обратные случаи. В Петербурге существует целая группа архитекторов, работы которых исчисляются десятками - однако их фамилии часто бывают забыты, а их творения остаются незамеченными. И это совершенно несправедливо - люди должны помнить имена тех, кто создавал облик нашего города, кто формировал своими постройками настроения целых улиц, а порой даже и районов!

И сегодня я хочу рассказать вам об одном из таких архитекторов - о Павле Мульханове. Этот человек возвёл в Петербурге под сотню домов - в этом плане он, пожалуй, перегнал всех остальных зодчих Северной столицы. Мало кто смог бы соревноваться с плодотворностью Мульханова. Тем более нужно учитывать, что Павел Михайлович строил не типовые дома, похожие друг на друга - каждая его работа уникальна, каждая представляет собой полноценный памятник архитектуры!

Доходный дом Колобовых - более подробно я расскажу о нём по ходу статьи
Доходный дом Колобовых - более подробно я расскажу о нём по ходу статьи

Особенно сильно Мульханов повлиял на облик Петроградской стороны: в этом районе он построил больше половины своих домов - целых 47!

И сегодня я хочу подробно рассказать вам о творческом пути этого прекрасного архитектора. Разумеется, я не буду рассказывать вам обо всех его творениях - никакой статьи на это не хватит! Я отобрал девять самых выдающихся работ Мульханова, отражающих разные этапы его творческого пути. Однако для начала уделю пару слов биографии Мульханова.

Биография

О жизненном пути Павла Мульханова известно куда меньше, чем о его творческом наследии: последнее дошло до наших дней в виде зданий, тогда как точные данные о его биографии либо покоятся в глубине архивов, либо не сохранились вовсе. Я постарался выделить главные события в жизни Мульханова, собирая по крупицам информацию из разных источников - именно их я и представлю далее.

Павел Михайлович Мульханов родился 28 июля 1857 года в семье купца. О молодости архитектора неизвестно практически ничего: точкой отсчёта принято считать получение Мульхановым право на проектирование и сооружение построек, выданное ему в Техническо-Строительном комитете Министерства Внутренних Дел. Произошло это в 1893 году, когда Мульханову было уже 36 лет - возраст очень солидный для начала творческой карьеры. Что Павел Михайлович делал до этого - история умалчивает.

-2

Также известно, что Мульханов был студентом Академии Художеств, однако звание архитектора он так и не получил. Официально Павел Михайлович числился техником-строителем - иерархически это более низкое звание, нежели архитектор, однако регалии у него были почти такими же. Более того, в 1902 году Мульханов был принят в Петербургское общество архитекторов, что чётко даёт нам понять - Павел Михайлович был уважаем в архитектурной среде и считался полноценным зодчим!

Первые работы Мульханова датируются 1894-1896 годами - именно тогда он занялся архитектурной деятельностью. Ну а пиком, периодом творческого расцвета архитектора стало начало 20 века: именно тогда Павел Михайлович создал практически все свои творения.

-3

Поразительно, насколько много зданий оставил после себя Мульханов: в период с 1899 по 1910 год Павлом Михайловичем было построено 68 домов! Трудно представить, с какой скоростью и с каким усердием нужно было работать архитектору, чтобы возводить в среднем по шесть домов в год. Невероятно! И опять же, хочется уточнить, что Мульханов не был мастером рядовой застройки - он возводил доходные дома по частным заказам, к каждому из которых он составлял уникальный проект!

Как и остальные зодчие нашей страны, с началом Первой Мировой войны Мульханов прекратил строительство домов - на них просто не было заказов, в стране бушевал невиданный доселе кризис. Ну а потом случилась Октябрьская революция, после которой Павел Мульханов принял решение эмигрировать в Европу. В качестве нового места для проживания Павел Михайлович выбрал Францию - сначала он поселился в Ницце, позднее перебрался в столицу - в Париж. Там он продолжал заниматься архитектурной деятельностью, но уже не так плодотворно, как в Петербурге.

Павел Мульханов умер в 1942 году, на 85-ом году жизни. Похоронили его на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В России у Павла Михайловича остались потомки, которые бережно хранят память о своем предке.

На этом с биографией Мульханова всё - поговорим теперь о его творческом наследии.

Доходный дом на улице Чапаева (ныне Управление федерального казначейства по СПб)

Дата постройки: 1898-1899
Адрес: улица Чапаева, 10, улица Котовского, 10

Свою архитектурную деятельность Мульханов начинал с царившей в ту эпоху в Петербурге эклектики. И хоть самые интересные работы Павла Михайловича относятся к стилю модерн, обходить стороной ранние работы Мульханова я тоже не хочу, так что рассмотрим несколько интересных зданий, построенных Мульхановым в самом начале его карьеры.

Дом на улице Чапаева привлекает внимание зрителя не декором и не интересными деталями на фасаде, а своей формой - фактически, это здание представляет собой классический "дом-утюг": узкая сторона дома выходит на перекрёсток, а вглубь участка здание расширяется, повторяя очертание лучевых улиц, расходящихся в разные стороны от перекрёстка.

-4

Интересно, что с разных точек здание воспринимается совершенно по разному! Если рассматривать дом в перспективе улицы Чапаева, то он выглядит будет выглядеть вполне обыденно, я бы даже сказал - по-петербуржски, подобно знаменитому дому Иоффе на "Пяти углах", построенному на 15 лет позднее.

-5

А вот если подойти к зданию поближе, то сразу станет видно, что оно представляет собой обычный дом с прямыми углами и совсем маленьким отклонением боковых сторон от лицевого фасада. Подобное искажение восприятия - типичная для Петербурга черта, встречающаяся на любых других перекрёстках с лучевым расхождением улиц.

-6

Интересно также и то, что Мульханов разделил доходный дом на два корпуса, расположив между ними миниатюрный дворик, в который выходят парадные обоих домов. В какой-то мере этот дворик заменяет типичные петербуржские дворы-колодцы, однако особым уютом он всё равно не отличается.

Доходный дом купца И. П. Квашнина

Дата постройки: 1900-1901
Адрес: Лесной проспект, 9

Ещё одна интересная работа Мульханова располагается на Выборгской стороне: скорее всего, с этим и связан необычный облик здания - других зданий в кирпичном стиле, характерном либо для провинциальных городов, либо для промышленных районов, Павел Михайлович более не проектировал.

-7

Причём работа в кирпичном стиле получилась у Мульханова отлично: доходный дом купца Квашина можно внести в список красивейших построек этого стиля в Санкт-Петербурге!

Казалось бы, простая конфигурация фасада - однако Пётр Михайлович нивелирует этот недостаток элегантной игрой с материалом, дополняя и без того оригинальную кирпичную кладку цветной плиткой!

-8

Игра узоров из кирпича жёлтого цвета членит краснокирпичный фасад по горизонтали и по вертикали, что придаёт облику здания строгую ритмичность - подобные приёмы часто встречались в кирпичном стиле, и Мульханов удачно использовал уже наработанные приёмы в своей постройке!

-9

Кроме того, интересно и шатровое завершение здания, отсылающее нас уже к русскому стилю: в какой-то степени доходный дом Квашина напоминает русский терем, но лишь отдалённо - всё-таки по насыщенности украшениями здание явно не дотягивает до того же "дома-пряника" зодчего Никонова!

-10

Однако для Выборгской стороны и такое здание превращается в архитектурную доминанту и одно из главных украшений района!

Доходный дом на улице Лабутина

Дата постройки: 1903
Адрес: улица Лабутина, 36, набережная реки Фонтанки, 185

Первой по-настоящему полноценной работой Мульханова в стиле модерн стал небольшой дом, а если быть точнее, то тупиковый флигель, одной стороной обращённый на улицу Лабутина, а другой - во двор. Но вот что интересно: даже из такой, казалось бы, утилитарной постройки, Мульханов сотворил шедевр!

-11

Сам фасад имеет простую компоновку, однако его завершение - совсем другое дело! В верхней части здания, прямо над карнизом, красуется панорамное окно причудливой формы, отсылающей нас к стилю модерн. А вместо замкового камня Мульханов поместил сюда маскарон некого сказочного существа, как бы взирающего на прохожих, гуляющих по улице Лабутина.

-12

Любопытно, что лицевой фасад здания, обращённый к Фонтанке, Мульханов построил в совершенно другом стиле: он сделал его эклектичным, похожим на историческую застройку Петербурга 19 века - благодаря этому здание не выбивается из окружающего его ансамбля и смотрится старинным.

А вот флигель - совсем другое дело. Его не видно с улицы, ансамбль он не нарушает - и в него Мульханов вложил душу, сделав современным!

Доходный дом Корзинина

Дата постройки: 1903-1904
Адрес: Каменноостровский проспект 31-33, улица Льва Толстого, 1-3

Удивительно, но именно Мульханов был первым зодчим, взявшимся за формирование архитектурного ансамбля площади Льва Толстого - одной из самых красивых площадей Петербурга - задолго до появления на ней дома Чубакова и дома Розенштейна!

-13

До строительства на площади Льва Толстого шедевров в стиле модерн, данный участок Каменноостровского проспекта был выстроен в эклектичном стиле: причём никаких примечательных построек тут тогда не было - так что дом Корзинина стал первой архитектурной доминантой района!

-14

Печально, что в советское время здание лишилось двух очень важных деталей: изначально полукруглые эркеры, расположенные на обоих углах здания, были увенчаны фигурными куполами в форме луковиц. Без них здание смотрится незаконченным, а изначальный замысел Мульханова теряется - кажется, словно архитектор устал проектировать здание и не завершил композицию. Надеюсь, в будущем дому Корзинина вернут его купола!

Бывший Невский театр Неметти - доходный дом Колышко

Дата постройки: 1902-1904 (Мульханов перестроил его в 1908 году)
Адрес: Чкаловский проспект, 16

Доходный дом Колышко является удивительным примером стремительного развития Петроградской стороны: в 1902 году на Чкаловском проспекте (в те времена он именовался Геслеровским переулком) началось строительство Невского театра Неметти - оно длилось два года и завершилось в 1904 году. Строительством здания занимался архитектор Монтаг - он спроектировал здание театра в формах модерна, сделав его фасад удивительно пластичным - настоящее буйство плавных линий и округлых форм!

Так выглядел театр Неметти до перестройки. Чертеж взят с сайта citywalls
Так выглядел театр Неметти до перестройки. Чертеж взят с сайта citywalls

Театр просуществовал 4 года: он оказался убыточным, в связи с чем владелица театра Вера Линская-Неметти приняла решение закрыть театр. После этого бывшим зданием театра занимался её муж - отставной капитан Владимир Колышко. Он пошёл по пути наименьшего сопротивления: здание театра было решено капитально перестроить, сделав из него многоэтажный доходный дом, который должен был приносить больше прибыли.

Для исполнения этой идеи был приглашён архитектор Мульханов: он создал совершенно новый проект - тоже в формах модерна, но гораздо менее оригинальный, чем работа его предшественника Монтага.

-17

В получившемся здании можно найти остатки прошлой постройки: изгибы фасада вторят основанию здания театра, напоминая нам о его визуальной "текучести". Вот только работа Мульханова куда более простая - в ней нет и намёка на былую элегантность. Сразу видно, что Колышко учился на своих ошибках, и теперь он опирался не на художественную красоту, а на утилитарную сторону вопроса - а Мульханов умело воплощал пожелания заказчика.

-18

Но не стоит приуменьшать вклад Павла Михайловича - доходный дом по его проекту получился тоже очень симпатичным: Мульханов уделил внимание декору здания, нанеся на его оштукатуренные стены лепнину.

-19

Кроме того, Мульханов добавил на фасад и свою излюбленную черту - оригинальный угловой эркер с плавными округлыми формами. Подобный приём в дальнейшем встречается почти во всех постройках Павла Михайловича!

-20

Ну а всё же театр Неметти немного жалко - здание было очень красивым. Но что поделать - прагматичное желание заработать в те времена было куда сильнее, чем художественная ценность постройки.

Доходный дом Агафонова

Дата постройки: 1908-1909
Адрес: Каменноостровский проспект, 59, улица Чапыгина, 9

Ещё одна выдающаяся работа Мульханова на Каменноостровском проспекте - массивный доходный дом Агафонова, расположенный на перекрёстке с улицей Чапыгина. Это здание немного выбивается из общей канвы работ Павла Михайловича из-за своих масштабов: чего только стоит угловая башня - огромный параллелепипед шириной в три оконных проёма!

-21

Но при этом особенности стиля Мульханова мы можем найти и здесь: так, на фасаде, обращённом к Каменноостровскому проспекту, находится достаточно характерный для Мульханова эркер - правда здесь он не имеет округлых форм, но общая его композиция схожа с другими эркерами Павла Михайловича!

-22

Да и расположенные чуть ниже маскароны, изображающие непонятных сказочных существ, уже встречались нам ранее, правда в единичном экземпляре - на мой взгляд, эти маски можно назвать родными братьями маскарону с флигеля дома Лабутина. Они действительно очень похожи - сразу видно, что их создал один человек!

-23

Ну и хочется отметить, что этим зданием Мульханов продолжил ритм башен, сложившийся в северной части Каменноостровского проспекта. Давным давно Мульханов задал этот тренд домом Корзининых, после чего его подхватили и развили другие архитекторы: Ван-дер-Гюхт в доме Чубаковых, Крыжановский в доме Бернштейна, Лидваль в доме Циммермана и так далее.

Думаю, что этот факт наглядно подтверждает тезис, указанный в заголовке данной статьи: Мульханов действительно формировал облик Петроградской стороны - не только количественно, но и идейно!

-24

Доходный дом на Каменноостровском

Дата постройки: 1909
Адрес: Каменноостровский проспект, 50, Карповский переулок, 1

Ещё одно здание на соседнем участке Мульханов возвёл практически одновременно с домом Агафонова, вот только стилистически они настолько не похожи друг на друга, что сложно поверить, что это работы одного зодчего!

-25

Этот доходный дом тоже угловой - правда основа его фасада выходит на крупный Каменноостровский проспект, тогда как совсем маленькая его часть обращена к такому же маленькому Карповскому переулку. Этим приёмом Мульханов ловко соотносит масштабы здания и окружающих его улиц, создавая идеальный ансамбль!

-26

Кроме того, это здание идеально просматривается со стороны набережной реки Карповки, откуда он смотрится особенно интересно. Создаётся впечатление, что этим зданием Мульханов решил восстановить баланс плавных линий на Петроградке - он убрал их при перестройке театра Неметти, но с лихвой добавил их в доходном доме на Каменноостровском проспекте!

-27

Что касается любимых деталей Мульханова, то тут можно найти их все - словно в этом доходном доме Павел Михайлович решил использовать все свои наработки! Начать, конечно же, стоит с эркера - он тут снова один на весь дом, и снова привычной нам округлой формы!

-28

Это же можно сказать и о завершении угловой части здания: округлый щипец, почти один в один повторяющий целый ряд построек Мульханова (в этой статье мы рассмотрели одну из таких работ Павла Михайловича - дом Колышко).

Вообще, Мульханов очень любил создавать угловые здания, придавая углу дома особенный акцент, делая его доминантой фасада. Это тоже можно отнести к приёмам, демонстрирующим особый "почерк" архитектора Мульханова!

-29

Доходный дом Колобовых (совместно с Крыжановским)

Дата постройки: 1911-1912
Адрес: Большой проспект Петроградской стороны, 16-18, улица Красного Курсанта, 8, Пионерская улица, 1

Эта грандиозная с точки зрения архитектуры работа интересна ещё и тем, что над ней трудились, пожалуй, два самых массовых проектировщика Петроградской стороны: Мульханов и Крыжановский. На двоих они возвели на Петроградке порядка 75 домов - невероятная цифра!

-30

Однако несмотря на то, что оба архитектора трудились преимущественно в стиле модерн, дом Колобовых они возвели классическим - думаю, на это повлияли модные тенденции тех лет: модерн стремительно терял свою популярность, уступая место неоклассицизму.

Вот и дом Колобовых получился супер-классическим - взять хотя бы портики, украшающие фасады со всех трёх сторон (дом Колобовых обращён на три улицы): тут вам и колонны ионического ордера, и поддерживающие их снизу атланты!

-31

Причём атланты получились тут особенно интересными: в отличие от многих других построек Петербурга, на доме Колобова они изображены в своём каноническом облике - в виде могучих титанов-старцев, внешний вид которых передаёт одновременно их невероятную силу и могучий ум!

-32

Да и во всём остальном облик дома Колобовых сугубо классический. Впрочем, тут нет ничего удивительного: заказчики здания, купцы Колобовы, любили ретроспективу - другой их известный доходный дом, расположенный на перекрёстке улицы Ленина и Пушкарского переулка, выполнен в стилистике необарокко.

-33

Ну и куда без отличительных черт мастера? В этом доме Мульханов повторил свой любимый приём: создал фигурные сандрики, в центр которых поместил маскароны с "мудрыми" лицами с суровым выражением.

-34

Доходный дом Печаткина

Дата постройки: 1912-1915
Адрес: улица Союза Печатников, 12, Лермонтовский проспект, 5

Последней работой Павла Мульханова в России стал доходный дом Печаткина: Мульханов спроектировал его ещё в 1912 году, а вот заканчивать строительство пришлось уже во время Первой Мировой войны - в условиях строгого дефицита средств. Однако это не помешало ему построить прекрасное здание, являющее собой редкий пример смеси модерна и неоклассицизма!

-35

Впрочем, в облике здания всё же доминирует неоклассицизм: начиная со строгих цветов здания и заканчивая узорами в классической стилистике, украшающими стены доходного дома.

-36

Но есть в этом здании и кое-что от модерна - то, что так любил Мульханов, и без чего он почти не строил. Ну конечно это угловой эркер с округлыми формами!

Подобные плавные линии вообще редко встречаются в петербургском классицизме, однако их появление на доме Печаткина мало кого удивит - ведь его строил Павел Мульханов!

-37

К слову, угловой щипец у здания тоже достаточно оригинальный - пускай и классического в нём куда больше, чем привычного нам "Мульхановского".

-38

Но во всём остальном дом Печаткина отражает облик нового стиля, который начал своё развитие в 1910-х годах и, увы, достаточно быстро его прекратил - всему виною Первая Мировая война и последовавшие за ней революции.

-39

Кстати, если внимательно приглядеться к фасадам дома Печаткина, то можно обнаружить несколько забавных моментов. Огромные доспехи, напоминающие аналогичный декор у арки Главного Штаба, обилие факелов и древнеримской атрибутики - всё это очевидные черты стиля ампир. Вот только к чему они на здании, спроектированном во вневоенное время? Может быть, они появились здесь позже, уже при строительстве, и после начала Первой Мировой? Хотя ампир - это символ военного величия и военных побед, тогда как в 1915 году военных успехов было не так уж и много...

Ну и забавляют также причудливые сфинксы, взгромоздившиеся на карниз доходного дома - они выглядят совсем уж странно, и не вяжутся ни с каким архитектурным стилем. Вот такую "шалость" сделал Павел Мульханов на закате своей архитектурной карьеры в Петербурге!

-40

Заключение

Вот и заканчивается мой рассказ о творческом пути Павла Мульханова. Разумеется, назвать его полноценным исследованием творчества Павла Михайловича нельзя: в этой статье я не рассмотрел и четвертой части его наследия. Но передо мной и не стояла такая цель - всё же здесь я создаю не книгу, а лишь небольшой рассказ или даже очерк, в котором рассматриваю самые значимые работы Мульханова.

Своё дело я сделал, и дай бог, если фамилия Павла Михайловича останется у вас в памяти. И в дальнейшем, когда вы сами будете изучать наш прекрасный город, вы ещё не раз столкнётесь с его работами, часть из которых вы сможете узнать и по тем отличительным чертам, которые мы с вами выделили в ходе данной статьи.

Спасибо за внимание! Очень надеюсь, что эта статья была вам интересна. Если это так, то жду ваших лайков и комментариев под статьей. Кроме того, приглашаю вас в свой телеграмм-канал - там тоже много интересного!

Индустриальный турист