Для того, чтобы заполучить славу и народное признание, архитектору не обязательно строить целые города - порой ему достаточно построить одну-две выдающиеся постройки, которые прославят его на столетия вперёд!
Однако бывают и обратные случаи. В Петербурге существует целая группа архитекторов, работы которых исчисляются десятками - однако их фамилии часто бывают забыты, а их творения остаются незамеченными. И это совершенно несправедливо - люди должны помнить имена тех, кто создавал облик нашего города, кто формировал своими постройками настроения целых улиц, а порой даже и районов!
И сегодня я хочу рассказать вам об одном из таких архитекторов - о Павле Мульханове. Этот человек возвёл в Петербурге под сотню домов - в этом плане он, пожалуй, перегнал всех остальных зодчих Северной столицы. Мало кто смог бы соревноваться с плодотворностью Мульханова. Тем более нужно учитывать, что Павел Михайлович строил не типовые дома, похожие друг на друга - каждая его работа уникальна, каждая представляет собой полноценный памятник архитектуры!
Особенно сильно Мульханов повлиял на облик Петроградской стороны: в этом районе он построил больше половины своих домов - целых 47!
И сегодня я хочу подробно рассказать вам о творческом пути этого прекрасного архитектора. Разумеется, я не буду рассказывать вам обо всех его творениях - никакой статьи на это не хватит! Я отобрал девять самых выдающихся работ Мульханова, отражающих разные этапы его творческого пути. Однако для начала уделю пару слов биографии Мульханова.
Биография
О жизненном пути Павла Мульханова известно куда меньше, чем о его творческом наследии: последнее дошло до наших дней в виде зданий, тогда как точные данные о его биографии либо покоятся в глубине архивов, либо не сохранились вовсе. Я постарался выделить главные события в жизни Мульханова, собирая по крупицам информацию из разных источников - именно их я и представлю далее.
Павел Михайлович Мульханов родился 28 июля 1857 года в семье купца. О молодости архитектора неизвестно практически ничего: точкой отсчёта принято считать получение Мульхановым право на проектирование и сооружение построек, выданное ему в Техническо-Строительном комитете Министерства Внутренних Дел. Произошло это в 1893 году, когда Мульханову было уже 36 лет - возраст очень солидный для начала творческой карьеры. Что Павел Михайлович делал до этого - история умалчивает.
Также известно, что Мульханов был студентом Академии Художеств, однако звание архитектора он так и не получил. Официально Павел Михайлович числился техником-строителем - иерархически это более низкое звание, нежели архитектор, однако регалии у него были почти такими же. Более того, в 1902 году Мульханов был принят в Петербургское общество архитекторов, что чётко даёт нам понять - Павел Михайлович был уважаем в архитектурной среде и считался полноценным зодчим!
Первые работы Мульханова датируются 1894-1896 годами - именно тогда он занялся архитектурной деятельностью. Ну а пиком, периодом творческого расцвета архитектора стало начало 20 века: именно тогда Павел Михайлович создал практически все свои творения.
Поразительно, насколько много зданий оставил после себя Мульханов: в период с 1899 по 1910 год Павлом Михайловичем было построено 68 домов! Трудно представить, с какой скоростью и с каким усердием нужно было работать архитектору, чтобы возводить в среднем по шесть домов в год. Невероятно! И опять же, хочется уточнить, что Мульханов не был мастером рядовой застройки - он возводил доходные дома по частным заказам, к каждому из которых он составлял уникальный проект!
Как и остальные зодчие нашей страны, с началом Первой Мировой войны Мульханов прекратил строительство домов - на них просто не было заказов, в стране бушевал невиданный доселе кризис. Ну а потом случилась Октябрьская революция, после которой Павел Мульханов принял решение эмигрировать в Европу. В качестве нового места для проживания Павел Михайлович выбрал Францию - сначала он поселился в Ницце, позднее перебрался в столицу - в Париж. Там он продолжал заниматься архитектурной деятельностью, но уже не так плодотворно, как в Петербурге.
Павел Мульханов умер в 1942 году, на 85-ом году жизни. Похоронили его на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В России у Павла Михайловича остались потомки, которые бережно хранят память о своем предке.
На этом с биографией Мульханова всё - поговорим теперь о его творческом наследии.
Доходный дом на улице Чапаева (ныне Управление федерального казначейства по СПб)
Дата постройки: 1898-1899
Адрес: улица Чапаева, 10, улица Котовского, 10
Свою архитектурную деятельность Мульханов начинал с царившей в ту эпоху в Петербурге эклектики. И хоть самые интересные работы Павла Михайловича относятся к стилю модерн, обходить стороной ранние работы Мульханова я тоже не хочу, так что рассмотрим несколько интересных зданий, построенных Мульхановым в самом начале его карьеры.
Дом на улице Чапаева привлекает внимание зрителя не декором и не интересными деталями на фасаде, а своей формой - фактически, это здание представляет собой классический "дом-утюг": узкая сторона дома выходит на перекрёсток, а вглубь участка здание расширяется, повторяя очертание лучевых улиц, расходящихся в разные стороны от перекрёстка.
Интересно, что с разных точек здание воспринимается совершенно по разному! Если рассматривать дом в перспективе улицы Чапаева, то он выглядит будет выглядеть вполне обыденно, я бы даже сказал - по-петербуржски, подобно знаменитому дому Иоффе на "Пяти углах", построенному на 15 лет позднее.
А вот если подойти к зданию поближе, то сразу станет видно, что оно представляет собой обычный дом с прямыми углами и совсем маленьким отклонением боковых сторон от лицевого фасада. Подобное искажение восприятия - типичная для Петербурга черта, встречающаяся на любых других перекрёстках с лучевым расхождением улиц.
Интересно также и то, что Мульханов разделил доходный дом на два корпуса, расположив между ними миниатюрный дворик, в который выходят парадные обоих домов. В какой-то мере этот дворик заменяет типичные петербуржские дворы-колодцы, однако особым уютом он всё равно не отличается.
Доходный дом купца И. П. Квашнина
Дата постройки: 1900-1901
Адрес: Лесной проспект, 9
Ещё одна интересная работа Мульханова располагается на Выборгской стороне: скорее всего, с этим и связан необычный облик здания - других зданий в кирпичном стиле, характерном либо для провинциальных городов, либо для промышленных районов, Павел Михайлович более не проектировал.
Причём работа в кирпичном стиле получилась у Мульханова отлично: доходный дом купца Квашина можно внести в список красивейших построек этого стиля в Санкт-Петербурге!
Казалось бы, простая конфигурация фасада - однако Пётр Михайлович нивелирует этот недостаток элегантной игрой с материалом, дополняя и без того оригинальную кирпичную кладку цветной плиткой!
Игра узоров из кирпича жёлтого цвета членит краснокирпичный фасад по горизонтали и по вертикали, что придаёт облику здания строгую ритмичность - подобные приёмы часто встречались в кирпичном стиле, и Мульханов удачно использовал уже наработанные приёмы в своей постройке!
Кроме того, интересно и шатровое завершение здания, отсылающее нас уже к русскому стилю: в какой-то степени доходный дом Квашина напоминает русский терем, но лишь отдалённо - всё-таки по насыщенности украшениями здание явно не дотягивает до того же "дома-пряника" зодчего Никонова!
Однако для Выборгской стороны и такое здание превращается в архитектурную доминанту и одно из главных украшений района!
Доходный дом на улице Лабутина
Дата постройки: 1903
Адрес: улица Лабутина, 36, набережная реки Фонтанки, 185
Первой по-настоящему полноценной работой Мульханова в стиле модерн стал небольшой дом, а если быть точнее, то тупиковый флигель, одной стороной обращённый на улицу Лабутина, а другой - во двор. Но вот что интересно: даже из такой, казалось бы, утилитарной постройки, Мульханов сотворил шедевр!
Сам фасад имеет простую компоновку, однако его завершение - совсем другое дело! В верхней части здания, прямо над карнизом, красуется панорамное окно причудливой формы, отсылающей нас к стилю модерн. А вместо замкового камня Мульханов поместил сюда маскарон некого сказочного существа, как бы взирающего на прохожих, гуляющих по улице Лабутина.
Любопытно, что лицевой фасад здания, обращённый к Фонтанке, Мульханов построил в совершенно другом стиле: он сделал его эклектичным, похожим на историческую застройку Петербурга 19 века - благодаря этому здание не выбивается из окружающего его ансамбля и смотрится старинным.
А вот флигель - совсем другое дело. Его не видно с улицы, ансамбль он не нарушает - и в него Мульханов вложил душу, сделав современным!
Доходный дом Корзинина
Дата постройки: 1903-1904
Адрес: Каменноостровский проспект 31-33, улица Льва Толстого, 1-3
Удивительно, но именно Мульханов был первым зодчим, взявшимся за формирование архитектурного ансамбля площади Льва Толстого - одной из самых красивых площадей Петербурга - задолго до появления на ней дома Чубакова и дома Розенштейна!
До строительства на площади Льва Толстого шедевров в стиле модерн, данный участок Каменноостровского проспекта был выстроен в эклектичном стиле: причём никаких примечательных построек тут тогда не было - так что дом Корзинина стал первой архитектурной доминантой района!
Печально, что в советское время здание лишилось двух очень важных деталей: изначально полукруглые эркеры, расположенные на обоих углах здания, были увенчаны фигурными куполами в форме луковиц. Без них здание смотрится незаконченным, а изначальный замысел Мульханова теряется - кажется, словно архитектор устал проектировать здание и не завершил композицию. Надеюсь, в будущем дому Корзинина вернут его купола!
Бывший Невский театр Неметти - доходный дом Колышко
Дата постройки: 1902-1904 (Мульханов перестроил его в 1908 году)
Адрес: Чкаловский проспект, 16
Доходный дом Колышко является удивительным примером стремительного развития Петроградской стороны: в 1902 году на Чкаловском проспекте (в те времена он именовался Геслеровским переулком) началось строительство Невского театра Неметти - оно длилось два года и завершилось в 1904 году. Строительством здания занимался архитектор Монтаг - он спроектировал здание театра в формах модерна, сделав его фасад удивительно пластичным - настоящее буйство плавных линий и округлых форм!
Театр просуществовал 4 года: он оказался убыточным, в связи с чем владелица театра Вера Линская-Неметти приняла решение закрыть театр. После этого бывшим зданием театра занимался её муж - отставной капитан Владимир Колышко. Он пошёл по пути наименьшего сопротивления: здание театра было решено капитально перестроить, сделав из него многоэтажный доходный дом, который должен был приносить больше прибыли.
Для исполнения этой идеи был приглашён архитектор Мульханов: он создал совершенно новый проект - тоже в формах модерна, но гораздо менее оригинальный, чем работа его предшественника Монтага.
В получившемся здании можно найти остатки прошлой постройки: изгибы фасада вторят основанию здания театра, напоминая нам о его визуальной "текучести". Вот только работа Мульханова куда более простая - в ней нет и намёка на былую элегантность. Сразу видно, что Колышко учился на своих ошибках, и теперь он опирался не на художественную красоту, а на утилитарную сторону вопроса - а Мульханов умело воплощал пожелания заказчика.
Но не стоит приуменьшать вклад Павла Михайловича - доходный дом по его проекту получился тоже очень симпатичным: Мульханов уделил внимание декору здания, нанеся на его оштукатуренные стены лепнину.
Кроме того, Мульханов добавил на фасад и свою излюбленную черту - оригинальный угловой эркер с плавными округлыми формами. Подобный приём в дальнейшем встречается почти во всех постройках Павла Михайловича!
Ну а всё же театр Неметти немного жалко - здание было очень красивым. Но что поделать - прагматичное желание заработать в те времена было куда сильнее, чем художественная ценность постройки.
Доходный дом Агафонова
Дата постройки: 1908-1909
Адрес: Каменноостровский проспект, 59, улица Чапыгина, 9
Ещё одна выдающаяся работа Мульханова на Каменноостровском проспекте - массивный доходный дом Агафонова, расположенный на перекрёстке с улицей Чапыгина. Это здание немного выбивается из общей канвы работ Павла Михайловича из-за своих масштабов: чего только стоит угловая башня - огромный параллелепипед шириной в три оконных проёма!
Но при этом особенности стиля Мульханова мы можем найти и здесь: так, на фасаде, обращённом к Каменноостровскому проспекту, находится достаточно характерный для Мульханова эркер - правда здесь он не имеет округлых форм, но общая его композиция схожа с другими эркерами Павла Михайловича!
Да и расположенные чуть ниже маскароны, изображающие непонятных сказочных существ, уже встречались нам ранее, правда в единичном экземпляре - на мой взгляд, эти маски можно назвать родными братьями маскарону с флигеля дома Лабутина. Они действительно очень похожи - сразу видно, что их создал один человек!
Ну и хочется отметить, что этим зданием Мульханов продолжил ритм башен, сложившийся в северной части Каменноостровского проспекта. Давным давно Мульханов задал этот тренд домом Корзининых, после чего его подхватили и развили другие архитекторы: Ван-дер-Гюхт в доме Чубаковых, Крыжановский в доме Бернштейна, Лидваль в доме Циммермана и так далее.
Думаю, что этот факт наглядно подтверждает тезис, указанный в заголовке данной статьи: Мульханов действительно формировал облик Петроградской стороны - не только количественно, но и идейно!
Доходный дом на Каменноостровском
Дата постройки: 1909
Адрес: Каменноостровский проспект, 50, Карповский переулок, 1
Ещё одно здание на соседнем участке Мульханов возвёл практически одновременно с домом Агафонова, вот только стилистически они настолько не похожи друг на друга, что сложно поверить, что это работы одного зодчего!
Этот доходный дом тоже угловой - правда основа его фасада выходит на крупный Каменноостровский проспект, тогда как совсем маленькая его часть обращена к такому же маленькому Карповскому переулку. Этим приёмом Мульханов ловко соотносит масштабы здания и окружающих его улиц, создавая идеальный ансамбль!
Кроме того, это здание идеально просматривается со стороны набережной реки Карповки, откуда он смотрится особенно интересно. Создаётся впечатление, что этим зданием Мульханов решил восстановить баланс плавных линий на Петроградке - он убрал их при перестройке театра Неметти, но с лихвой добавил их в доходном доме на Каменноостровском проспекте!
Что касается любимых деталей Мульханова, то тут можно найти их все - словно в этом доходном доме Павел Михайлович решил использовать все свои наработки! Начать, конечно же, стоит с эркера - он тут снова один на весь дом, и снова привычной нам округлой формы!
Это же можно сказать и о завершении угловой части здания: округлый щипец, почти один в один повторяющий целый ряд построек Мульханова (в этой статье мы рассмотрели одну из таких работ Павла Михайловича - дом Колышко).
Вообще, Мульханов очень любил создавать угловые здания, придавая углу дома особенный акцент, делая его доминантой фасада. Это тоже можно отнести к приёмам, демонстрирующим особый "почерк" архитектора Мульханова!
Доходный дом Колобовых (совместно с Крыжановским)
Дата постройки: 1911-1912
Адрес: Большой проспект Петроградской стороны, 16-18, улица Красного Курсанта, 8, Пионерская улица, 1
Эта грандиозная с точки зрения архитектуры работа интересна ещё и тем, что над ней трудились, пожалуй, два самых массовых проектировщика Петроградской стороны: Мульханов и Крыжановский. На двоих они возвели на Петроградке порядка 75 домов - невероятная цифра!
Однако несмотря на то, что оба архитектора трудились преимущественно в стиле модерн, дом Колобовых они возвели классическим - думаю, на это повлияли модные тенденции тех лет: модерн стремительно терял свою популярность, уступая место неоклассицизму.
Вот и дом Колобовых получился супер-классическим - взять хотя бы портики, украшающие фасады со всех трёх сторон (дом Колобовых обращён на три улицы): тут вам и колонны ионического ордера, и поддерживающие их снизу атланты!
Причём атланты получились тут особенно интересными: в отличие от многих других построек Петербурга, на доме Колобова они изображены в своём каноническом облике - в виде могучих титанов-старцев, внешний вид которых передаёт одновременно их невероятную силу и могучий ум!
Да и во всём остальном облик дома Колобовых сугубо классический. Впрочем, тут нет ничего удивительного: заказчики здания, купцы Колобовы, любили ретроспективу - другой их известный доходный дом, расположенный на перекрёстке улицы Ленина и Пушкарского переулка, выполнен в стилистике необарокко.
Ну и куда без отличительных черт мастера? В этом доме Мульханов повторил свой любимый приём: создал фигурные сандрики, в центр которых поместил маскароны с "мудрыми" лицами с суровым выражением.
Доходный дом Печаткина
Дата постройки: 1912-1915
Адрес: улица Союза Печатников, 12, Лермонтовский проспект, 5
Последней работой Павла Мульханова в России стал доходный дом Печаткина: Мульханов спроектировал его ещё в 1912 году, а вот заканчивать строительство пришлось уже во время Первой Мировой войны - в условиях строгого дефицита средств. Однако это не помешало ему построить прекрасное здание, являющее собой редкий пример смеси модерна и неоклассицизма!
Впрочем, в облике здания всё же доминирует неоклассицизм: начиная со строгих цветов здания и заканчивая узорами в классической стилистике, украшающими стены доходного дома.
Но есть в этом здании и кое-что от модерна - то, что так любил Мульханов, и без чего он почти не строил. Ну конечно это угловой эркер с округлыми формами!
Подобные плавные линии вообще редко встречаются в петербургском классицизме, однако их появление на доме Печаткина мало кого удивит - ведь его строил Павел Мульханов!
К слову, угловой щипец у здания тоже достаточно оригинальный - пускай и классического в нём куда больше, чем привычного нам "Мульхановского".
Но во всём остальном дом Печаткина отражает облик нового стиля, который начал своё развитие в 1910-х годах и, увы, достаточно быстро его прекратил - всему виною Первая Мировая война и последовавшие за ней революции.
Кстати, если внимательно приглядеться к фасадам дома Печаткина, то можно обнаружить несколько забавных моментов. Огромные доспехи, напоминающие аналогичный декор у арки Главного Штаба, обилие факелов и древнеримской атрибутики - всё это очевидные черты стиля ампир. Вот только к чему они на здании, спроектированном во вневоенное время? Может быть, они появились здесь позже, уже при строительстве, и после начала Первой Мировой? Хотя ампир - это символ военного величия и военных побед, тогда как в 1915 году военных успехов было не так уж и много...
Ну и забавляют также причудливые сфинксы, взгромоздившиеся на карниз доходного дома - они выглядят совсем уж странно, и не вяжутся ни с каким архитектурным стилем. Вот такую "шалость" сделал Павел Мульханов на закате своей архитектурной карьеры в Петербурге!
Заключение
Вот и заканчивается мой рассказ о творческом пути Павла Мульханова. Разумеется, назвать его полноценным исследованием творчества Павла Михайловича нельзя: в этой статье я не рассмотрел и четвертой части его наследия. Но передо мной и не стояла такая цель - всё же здесь я создаю не книгу, а лишь небольшой рассказ или даже очерк, в котором рассматриваю самые значимые работы Мульханова.
Своё дело я сделал, и дай бог, если фамилия Павла Михайловича останется у вас в памяти. И в дальнейшем, когда вы сами будете изучать наш прекрасный город, вы ещё не раз столкнётесь с его работами, часть из которых вы сможете узнать и по тем отличительным чертам, которые мы с вами выделили в ходе данной статьи.
Спасибо за внимание! Очень надеюсь, что эта статья была вам интересна. Если это так, то жду ваших лайков и комментариев под статьей. Кроме того, приглашаю вас в свой телеграмм-канал - там тоже много интересного!