Свой современный внешний вид Санкт-Петербург, по большей мере, приобрёл в конце 19 - начале 20 века: именно тогда в Северной столице наблюдался "строительный бум" - население города стремительно росло, люди нуждались в жилье, а потому в Петербурге появлялось так много частных особняков и доходных домов. Решающую роль в формировании облика города сыграли архитекторы того времени!
Сегодня я рассказажу вам об одном из самых плодотворных зодчих этого периода - о Дмитрие Крыжановском! За годы своей архитектурной деятельности Крыжановский возвёл в Петербурге порядка 100 зданий и сооружений, 70 из которых сохранились до наших дней (причём почти половина его творений находится на Петроградской стороне).
Я постараюсь подробно рассказать вам об этом очень интересном и разностороннем человеке (например известно, что Крыжановский был талантливым певцом, профессионально занимался вокалом и даже планировал написать на эту тему научный труд, однако не успел это сделать - помешала война), посвятившим свою жизнь архитектурному делу, и подарившим Санкт-Петербургу столько своих работ!
Пару слов о биографии
Дмитрий Андреевич Крыжановский родился в 1871 году в Иркутске. Среднее образование он получил в Иркутском техническом училище, после окончания которого он переехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, которую окончил с серебряной медалью в 1896 году.
Первые шаги на архитектурном поприще он сделал в качестве помощника таких известных зодчих как Александра фон Гогена (автора здания музея Суворова и особняка Ксешинской) и Павла Сюзора (автор дома компании "Зингер" на Невском проспекте). Кроме того, Крыжановский принимал участие в создании павильонов Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде (по его проекту был установлен павильон Общества Брянских заводов).
Первой самостоятельной постройкой зодчего стал простенький доходный дом по адресу улица Котовского, дом 4, построенный по его проекту в 1899 году. Символично, что свой первый дом Крыжановский возвёл на Петроградской стороне - в дальнейшем он станет автором ещё 37 домов в этом районе города (и каждый из них будет построен по индивидуальному проекту)!
Количество зданий, возведённых Крыжановским, действительно поражает! И ладно бы это были типовые постройки, но нет - каждое здание самостоятельно и самобытно! Трудно представить, как много и усердно трудился Дмитрий Андреевич, создавая проект за проектом - один лучше другого! Каждый год в Петербурге появлялось минимум по 3-4 дома, возведённых под руководством Крыжановского. Самым богатым на заказы годом стал 1902 - по проектам Дмитрия Андреевича возвели 11 зданий! Удивительная работоспособность!
После революции Крыжановский перестал заниматься проектированием напрямую, но не ушёл из сферы строительства и архитектуры: во время Гражданской войны он занимался устройством оборонительных укреплений, после неё - восстановлением и благоустройством Вологды, а затем Петрограда.
Кроме того, Дмитрий Андреевич занимался реставрационной, архитектурной и образовательной деятельностью (Крыжановский был доцентом ЛИИЖТа - ныне ПГУПС) вплоть до самой смерти, которая настигла его в 1942 году, в окружённом и блокированном немцами Ленинграде. Он умер от истощения на 73 году жизни, так и не покинув город, в строительство которого он вложил столько сил. Место его захоронения, к сожалению, неизвестно (скорее всего, он был похоронен в братской могиле на одном из кладбищ Ленинграда).
Как вы сами понимаете, рассказывать про все 70 домов Крыжановского я не буду - на это не хватит и десяти статей! В этой публикации я рассмотрю самые интересные и запоминающиеся дома, построенные по проектам Дмитрия Андреевича. Выбор домов я производил самостоятельно, так что не обессудьте, если я пропустил что-то интересное!
Доходный дом М.Т. Стрелина
Дата постройки: 1902
Адрес: Улица Ленина, 25
Ранний период творчества Крыжановского начался с довольно похожих друг на друга домов, которые сложно назвать особенно выдающимися: они были достаточно скромны, но при этом обладали своими уникальными чертами, выделяющими их из окружающей застройки. В качестве одной из ранних работ Крыжановского я выбрал доходный дом Стрелина.
Доходный дом Стрелина нельзя назвать обыденным, просто вся его прелесть в деталях: особенно выделяется очень интересный фигурный щипец, обрамлённый двумя эркерами-башенками. Крыжановский очень любил подобные приёмы - практически в каждой его постройке того времени вы можете обнаружить либо искусно оформленный щипец, либо интересную компоновку эркеров.
Пару слов об истории здания: доходный дом был возведён по заказу Макара Тимофеевича Стрелина - крестьянина, ставшего купцом и основавшего два кирпичных завода, продукция которых пользовалась большим спросом в дореволюционном Петербурге. Я не просто так отмечаю этот, казалось бы, не особо интересный факт - в дальнейшем Крыжановский будет ещё раз сотрудничать с семейством Стрелиных, но об этом я расскажу вам чуть позже!
Доходный дом Васильевой
Дата постройки: 1903
Адрес: Гатчинская улица, 17, Малый проспект Петроградской стороны, 60
Почти все ранние постройки Крыжановского были возведены на Петроградской стороне, и это не удивительно: данный район Петербурга развивался и активно застраивался в начале 20 века, так что спрос на архитекторов здесь был велик! Благодаря этому многие талантливые зодчие того времени начинали свою архитектурную деятельность на Петроградке, и одним из них стал Крыжановский - получилось, что на таких заказах он оттачивал своё мастерство, тогда как свои более зрелые проекты он реализовывал в других районах города. Этим объясняется и тот факт, что многие детали, используемые Дмитрием Андреевичем в домах на Петроградской стороне, нашли своё отражение в более позднем творчестве зодчего.
Не стал исключением и доходный дом Васильевой, расположенный на пересечении Малого проспекта и Гатчинской улицы: всё та же характерная башенка (по форме она практически не отличается от эркеров дома Стрелина), всё те же полукруглые щипцы и всё та же интересная игра с компоновкой балконов на фасаде (у дома Васильевой балконы расположены в небольших углублениях, так что их решётки не выступают из основного объёма здания). Многие из этих приёмов (например, угловую башню) Крыжановский использовал и в дальнейшем, сделав их частью своего уникального "архитектурного почерка".
Доходный дом Френкеля
Дата постройки: 1906
Адрес: Таврическая улица, 43
Настало время перейти к более поздним работам Дмитрия Андреевича. Дом Френкеля, расположенный неподалёку от Таврического сада, интересен не столько своим фасадом (хотя внешний вид здания тоже заслуживает отдельного внимания), сколько своим пространственным положением: дом очень узкий, но при этом сильно вытянут вглубь двора. Таким образом, Крыжановский смог уместить максимальное количество жилплощади на узком участке земли (иногда архитекторам действительно приходится изворачиваться и придумывать что-то оригинальное и необычное ради исполнения воли заказчика).
Причём Крыжановский очень интересно выполнил поставленную перед ним задачу: он не просто уместил достаточно крупный дом на столь узком участке земли, но ещё и стилизовал его под западноевропейскую постройку - своим внешним видом доходный дом Френкеля напоминает типичные Нидерландские или Бельгийские узкие домики с ярко выраженными и бросающимися в глаза ступенчатыми щипцами (завершающая часть здания), сплошным фронтом оформляющие набережные Амстердама или, скажем, Брюгге.
А вот облицован фасад в стилистике северного модерна: во внешнем виде дома Френкеля преобладают холодные оттенки, а нижние этажи дома и вовсе облицованы натуральным камнем - характернейший признак скандинавской версии модерна!
Ну а попав во двор дома Френкеля, вы понимаете, что, фактически, дом составлен из трёх корпусов, расположенных ровно друг за другом, и образующих тем самым сразу два отдельных двора. Таким образом, казалось бы узенький домик уходит глубоко во двор, благодаря чему назвать это здание "маленьким" язык не поворачивается. Вот такая магия петербургских дворов!
Старообрядческая церковь Знамения Пресвятой Богородицы
Дата постройки: 1906-1907
Адрес: Тверская улица, 8
Несмотря на то, что Крыжановский специализировался на строительстве доходных домов, есть в его послужном списке и старообрядческий храм, построенный в стиле древнерусских церквей. Скажу больше: церковь Знамения Пресвятой Богородицы - это тот редкий для Петербурга случай, когда православный храм был построен по канонам модерна, но со стилизацией под старинную русскую архитектуру - такое явление зовётся неорусским стилем.
То, что церковь была возведена в стилистике древнерусских храмов - не удивительно, ведь она старообрядческая. Как известно, старообрядцы очень трепетно относятся к религиозным сооружениям, возведённым до Никоновской реформы. А потому и новые храмы они предпочитают строить "по-старому" - поэтому церковь на Тверской улице так сильно похожа на храмы Новгородской Руси.
Но всё же по внешнему виду храма несложно догадаться, что спроектирован он был не в Древней Руси. Это можно понять исходя и из строительных материалов, и из компоновки здания церкви - всё-таки Крыжановский не стремился скопировать какой-либо храм Великого Новгорода, а создавал новую, уникальную постройку!
Дмитрий Андреевич очень интересно играет с формами храма: нарочито широкое основание здания церкви и специально уменьшенные в размерах купола - с помощью этого небольшой храм визуально становится крупнее и массивнее, чем он есть на самом деле!
Впоследствии Дмитрий Крыжановский больше не возвращался к религиозной архитектуре, так что церковь Знамения Пресвятой Богородицы стала уникальной работой как для самого Крыжановского, так и для всей архитектуры Петербурга (храмов, построенных в неорусском стиле, в Северной столице, увы, можно пересчитать по пальцам)!
Доходный дом Станового
Дата постройки: 1908-1909
Адрес: Мытнинская улица 5, Старорусская улица 2
Ещё одна постройка Крыжановского, которая удивительным образом совмещает в себе черты русского стиля и модерна. Доходный дом на пересечении Мытнинской и Старорусских улиц можно назвать одной из самых необычных построек Петербурга - честно говоря, я не припомню ни одного другого здания (ни в Северной столице, ни в России в целом), построенного в подобных формах - во внешнем облике дома совмещены черты и старинных русских храмов, и крепостей Древней Руси!
Скорее всего, внешний облик здания (во всяком случае, его общая стилистика) был продиктован желанием заказчика: в одной из своих прошлых статей я уже рассказывал вам о почётном гражданине Петербурга Павле Становом (именно он является заказчиком доходного дома на Старорусской улице). Напомню ещё раз: Павел Становой является выходцем из небольшой новгородской деревни, а потому в доходных домах, построенных по его заказам, всегда наблюдаются какие-то черты русского стиля, отсылки на культуру и искусство русского севера.
Впрочем, если заказчик и задал "настроение" данной постройке, то архитектор Крыжановский искусно исполнил его, обернув замысел в определённые архитектурные формы!
Причём дом Станового интересно рассматривать и с лицевой стороны (башня доходного дома, завершенная в форме шлема древнерусского воина, и играет роль доминанты Мытнинской улицы), и сбоку, потому что стены здания изобилуют различными деталями, выполненными в русском стиле - взять хотя бы те же резные наличники, украшающие оконные проёмы дома, которые, к слову, тоже оформлены очень интересно (Крыжановский специально сделал их разноформенными, тем самым разнообразив фасад доходного дома).
В общем, изучать фасады доходного дома Станового очень интересно, так что когда будете проходить по Мытнинской улице в следующий раз, обязательно уделите внимание этой прекрасной работе Дмитрия Андреевича!
Доходный дом Бернштейна
Дата постройки: 1910-1911
Адрес: Улица Профессора Попова 31, Каменноостровский проспект 54
Дом Бернштейна является, пожалуй, самой выдающейся и самой монументальной постройкой Крыжановского, с которой знаком любой человек, хоть раз гулявший по Каменноостровскому проспекту.
Как вы могли заметить ранее, Дмитрий Андреевич любил завершать свои дома башней с куполом. Но в доходном доме Бернштейна Крыжановский организовал наверху башни полноценный бельведер (купол с беседкой), тем самым придав своей постройке роль архитектурной доминанты едва ли не всего Каменноостровского проспекта!
Самое интересное, что хоть и основной выразительный акцент Крыжановский сделал на угловой башне, расположенной со стороны Каменноостровского проспекта, главный вход в здание, оформленный просторным двором-курдонёром, расположен со стороны куда менее оживлённой улицы Профессора Попова! В итоге парадный двор получился тихим и умиротворённым, так что необычное планировочное решение Крыжановского оказалось удачным!
Если говорить про общий облик здания, то в нём сразу виден уклон архитектора в северный модерн - Крыжановский и раньше работал в подобной стилистике, но дом Бернштейна получился особо похожим на работы ключевого архитектора северного модерна Петербурга: Фёдора Лидваля. В основном это проявляется во внешнем виде корпуса, выходящего на Каменноостровский проспект: тут стоит отметить не только облицовку фасада серым гранитом, но и угловую башню, являющуюся этаким референсом в сторону соседней постройки - доходного дома Циммермана, построенного по проекту Лидваля тремя годами ранее (правда в наши дни доходный дом Циммермана своей башни лишился - остаётся надеяться, что в будущем её тоже восстановят).
Впрочем, отсылки к Лидвалю легко прочитываются и в оформлении двора-куроднёра: внешне он сильно напоминает аналогичный двор собственного доходного дома Лидваля, расположенного в самом начале всё того же Каменноостровского проспекта. Выходит, что Крыжановский как бы дополнил уже сформировавшийся ансамбль проспекта ещё одним прекрасным зданием в схожей стилистике!
Стоит отметить, что доходный дом Бернштейна настолько понравился самому Крыжановскому, что он заселился в одну из его квартир сразу после окончания строительства, и прожил в ней вплоть до самой революции. Кроме того, в доме Бернштейна жил ещё один выдающийся зодчий и теоретик архитектуры Владимир Апышков - по всей видимости, эта работа Крыжановского тоже пришлась ему по душе!
Доходный дом А.М. Стрелина
Дата постройки: 1913-1914
Адрес: Суворовский проспект 30, 9-ая Советская улица 9
Забавно, что в самом начале своего творческого пути Крыжановский выполнил заказ для Макария Тимофеевича Стрелина, а ближе к концу своей архитектурной карьеры Дмитрий Андреевич возвёл доходный дом для сына Макария Тимофеевича, Алексея Стрелина.
Судя по всему, семейное дело (Стрелины занимались производством кирпичей) за десять лет стало приносить ещё большую прибыль, так как доходный дом Стрелина-младшего куда больше и куда роскошнее, чем дом Стрелина-старшего.
Эта постройка, играющая роль архитектурный доминанты Суворовского проспекта (а быть может и всего района Песков в целом), известна многим петербуржцам: этот дом трудно не заметить! Помимо крупных размеров, Дом Стрелина интересен своей угловой башенкой (подобная деталь встречается почти в каждом доме Крыжановского).
Стоит отметить, что фасады доходного дома Стрелина практически полностью лишены декора. Думаю, что это связано с тем временем, когда возводилось здание: в 1910-х годах в Петербурге была мода на неоклассицизм, а вместе с тем и на строгость и монументальность архитектуры в целом. Так что доходный дом Стрелина просто соответствует своему времени: массивный, но при этом скромный в плане декора. Впрочем, я бы всё равно назвал этот дом привлекательным - Крыжановский сумел сделать его приятным глазу с помощью удачных архитектурных форм!
Дом Стрелина стал последней работой Крыжановского в Санкт-Петербурге. Вскоре после его постройки началась Первая Мировая война, а вслед за ней случилась революция. Таким образом, строительная практика в Петербурге (на тот момент - Петрограде) практически прекратилась. Ну а после революции Крыжановский занимался образовательной и общественной деятельностью, а к проектированию он более не возвращался.
Заключение
Сегодня мы с вами в достаточно краткой форме рассмотрели творческий путь одного из самых "плодотворных" зодчих Санкт-Петербурга начала 20 века. Как вы можете видеть, из всех работ Крыжановского я решил выделить семёрку самых интересных, необычных и запоминающихся зданий! Возможно в будущем я расскажу вам и о других его постройках, ну а пока что ограничимся этими семью, не побоюсь этого слова, шедеврами архитектуры Петербурга!
Откровенно говоря, Дмитрий Крыжановский не является особо популярной фигурой - многие знакомы с его творениями, но даже и не догадываются о том, кто является их автором! Надеюсь, что эта моя статья в некоторой степени исправит эту несправедливость и прольёт свет на такую важную для Санкт-Петербурга персону!
Если вам понравилась эта статья, то я могу предложить вам несколько других моих работ, посвящённых зодчим Санкт-Петербурга и Москвы 20 века: