Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Ван-дер-Гюхт: "приключения" нидерландца в Петербурге

Оглавление

Будучи столицей России, Санкт-Петербург являлся местом притяжения талантливых иностранцев: если что-то мешало человеку раскрыть свой талант и потенциал на родине, он собирал вещи и переезжал в Петербург - здесь ему были открыты все двери! Особенно часто так поступали архитекторы: на родине у них могло не быть заказов, а вот в Петербурге, переживавшем в конце 19 - начале 20 века настоящий строительный бум, работа была всегда! Этим-то и объясняется такое большое количество европейцев в длинном ряду архитекторов Северной столицы.

Но герой сегодняшней статьи отличается от других зодчих Петербурга: он является представителем довольно редкой для нашей страны национальности - он нидерландец. Собственно говоря, Вильгельм Ван-дер-Гюхт стал единственным нидерландцем в Петербурге, достигшим больших успехов в архитектурной деятельности. Особенно символично, что ещё в начале 18 века Пётр I пытался сделать Петербург вторым Амстердамом. И вот спустя почти 200 лет в Северной столице появился человек, предки которого когда-то проживали в том самом Амстердаме - такое вот чисто Петербургское совпадение!

И перед началом статьи хочу заметить: обычно я не приурочиваю выход своих статей к каким-либо знаменательным датам, но в данном случае я с удовольствием сделаю исключение. Сегодня исполняется 145 лет со дня рождения Вильгельма Ван-дер-Гюхта, и мне кажется, что лучшего времени для выхода данной публикации просто не найти! Надеюсь, что таким образом мне удастся почтить память великого российского архитектора с нидерландскими корнями, увы, почти забытого в наши дни!

Биография

Как и многие другие выдающиеся архитекторы Петербурга начала 20 века, Вильгельм Ван-дер-Гюхт родился в Одессе, 18 марта 1876 года. Отец будущего архитектора работал главным механиком на Одесском механическом заводе и носил звание почётного гражданина Одессы. Другими словами, Вильгельм Иванович родился не в зажиточной, но и не в бедной семье, а потому его родители могли позволить себе дать ребёнку хорошее образование: Ван-дер-Гюхт окончил сначала реальное училище, а позднее и архитектурное отделение в местной школе Общества изящных искусств.

Долгое время Ван-дер-Гюхт занимался инженерной деятельностью: сначала он был десятником (эту дореволюционную должность можно сравнить с современным прорабом), позднее он выступал в роли помощника архитектора (именно здесь он и набрался бесценного опыта, который в дальнейшем помог ему стать самостоятельным зодчим).

Одновременно с трудовой деятельностью, Вильгельм Ван-дер-Гюхт получал высшее образование в Академии Художеств. Диплом академии был необходим юному зодчему для того, чтобы наконец-таки приступить к архитектурно-проектировочной деятельности - и он получил его в 1904 году. А уже в 1905 году молодой зодчий трудился над своим первым полноценным проектом - небольшим доходным домом на улице Чапаева!

С тех пор Ван-дер-Гюхт активно принимал участие в застройке Санкт-Петербурга: он работал в совсем разных районах города, так что постройки Вильгельма Ивановича вы сможете найти и в центральной части города, и на Петроградке, и на Васильевском острове, и даже на северных окраинах города, в Лесном!

Однако, в 1915 году Ван-дер-Гюхт, как и все остальные зодчие Петербурга, перестал получать заказы на строительство зданий: все деньги в России уходили на участие в Первой Мировой войне, да и неуверенность в завтрашнем дне (которая, как показала история, была пророческой) не позволяла заказчикам даже думать о начале новых строительств. В связи с этим Ван-дер-Гюхт поступает на службу в армию в качестве инженера.

Вильгельм Иванович достаточно спокойно переживает и войну, и революцию, после которых он устраивается в государственные организации в сфере градостроительства и архитектуры: Ван-дер-Гюхт больше не занимается непосредственно проектированием, он уходит в более "бумажную" сферу деятельности, в которой он использует наработанный за всю жизнь опыт архитектора.

В 1930-х годах Ван-дер-Гюхт в очередной раз меняет профиль своей деятельности и становится промышленным инженером: с тех пор он занимается обеспечением функционирования заводов. В этой должности его и застала блокада Ленинграда, которую Вильгельму Ивановичу, увы, не суждено было пережить: он не покинул город и продолжал работать на заводе, тем самым поддерживая жизнь в городе, но на тот момент Ван-дер-Гюхт был уже пожилым человеком, и справиться с тяжелейшими условиями жизни в блокаду он не смог - Ван-дер-Гюхт скончался от голода 3 декабря 1943 года. До полного снятия блокады оставалось чуть больше двух месяцев. Вильгельма Ивановича похоронили на Серафимовском кладбище.

Я в общих чертах обрисовал жизненный путь Ван-дер-Гюхта, но а теперь я предлагаю перейти к основной теме нашей сегодняшней статьи - к творчеству зодчего.

Доходный дом на улице Чапаева

Дата постройки: 1905-1906
Адрес: улица Чапаева, 1, улица Куйбышева, 38-40

Свой творческий путь Вильгельм Ван-дер-Гюхт начинал с, мягко говоря, не самой интересной постройки, но не обратить на неё внимание было бы очень неправильно! Дело в том, что доходный дом на улице Чапаева - это прообраз всей остальной творческой деятельности архитектора. Это можно сравнить с наброском талантливого художника: сам по себе этот набросок не особо интересен, но ведь именно с него живописец начинает работу над прекрасной картиной!

Дом на улице Чапаева выглядит очень обычным: скучный фасад без каких-либо интересных деталей, довольно типичная для Санкт-Петербурга цветовая гамма. Но есть в этом здании одна черта, которая, можно сказать, сыграла решающую роль в формировании "почерка" Ван-дер-Гюхта - я говорю о полукруглом эркере, расположенном на углу здания. Рекомендую вам запомнить этот эркер - почти во всех остальных работах Ван-дер-Гюхта проглядывается этот хорошо узнаваемый мотив!

-2

Вот так первая работа архитектора может заложить основу для всей остальной его творческой деятельности!

Доходный дом Шрейбера

Дата постройки: 1906-1907
Адрес: Потёмкинская улица, 3, Захарьевская улица, 41

Спустя год после той, казалось бы, простой и аскетичной постройки на улице Чапаева, Ван-дер-Гюхт создаёт настоящий архитектурный шедевр: роскошный доходный дом в стиле необарокко, красота которого буквально поражает проходящих мимо него людей!

-3

Даже удивительно, что это здание было вторым в общей практике Вильгельма Ивановича: можете пролистать эту статью немного назад и ещё раз сравнить дом Шрейбера со зданием на улице Чапаева. Внешний вид этих построек отличается разительно – сразу и не скажешь, что их построил один зодчий (хотя характерный эркер немного намекает нам на это), да ещё и с разницей в один год! Впрочем, думаю, что дом на Чапаева выглядит скромно не из-за малого опыта Ван-дер-Гюхта, а из-за скромных денежных возможностей его заказчика.

-4

При первом взгляде на здание сразу обнаруживается самая выразительная его часть – угловая башня-эркер, любоваться которой можно с разных ракурсов: помимо красивого оформления её облика в целом, Ван-дер-Гюхт создал очень красивый узор в основании башни, рассмотреть который можно только подойдя впритык к зданию.

-5

Фасад дома богато декорирован типичными для необарокко деталями: кариатидами и атлантами, лепными сандриками и искусными замковыми камнями. В общем, перечислять эти детали можно долго - лучше сами ими полюбуйтесь!

А прямо рядом с домом Шрейбера, около его стены, находится одна очень любопытная деталь: я говорю о скульптурной композиции из трёх граций, расположенной прямо на углу здания. Никакого особого символизма эти скульптуры не несут – их можно назвать простым украшением доходного дома. Но выглядит это всё равно непривычно!

-7

Ну и не могу не отметить удивительный факт: в наши дни доходный дом Шрейбера пустует. Связано это с тем, что весь дом целиком был выкуплен частной компанией (до этого в нём находилось множество коммуналок, что тоже не особо подобает такой постройке), которая собирается устроить в нём элитный отель. Что ж, будем ждать, когда он откроет свои двери для клиентов, а мы сможем заглянуть внутрь здания и оценить его ещё и изнутри!

Доходный дом Екимова

Дата постройки: 1908-1909
Адрес: Кирочная улица, 6

Доходный дом Екимова можно назвать, в некотором роде, "отправной точкой" в творчестве архитектора Ван-дер-Гюхта: если до этого Вильгельм Иванович лишь формировал свой индивидуальный "почерк", то постройка доходного дома Екимова утвердила его окончательно. Другими словами, дом Екимова стал этаким образцом дальнейшей творческой деятельности Ван-дер-Гюхта, и позднее вы сами в этом убедитесь!

-8

Ван-дер-Гюхт неоднократно воспроизводил композицию доходного дома Екимова в других своих постройках: речь идёт о трёх закруглённых эркерах (один посередине и два по бокам), уникальной отделке первых двух этажей, отличающейся от всего остального здания, о скруглённом щипце в центральной части здания и т.д. Все эти детали хорошо узнаваемы: стоит вам увидеть их, и вы сразу понимаете, что перед вами дом, построенный Ван-дер-Гюхтом!

-9

Ещё мне хочется отметить, что у доходного дома Екимова есть одна интересная черта: казалось бы, он довольно прост в своей композиции (идеальная симметрия), да и отделка у него не сказать что очень красивая, но здание всё равно цепляет тебя своим внешним видом, заставляет влюбиться в него. Вот что значит работа опытного и умелого архитектора!

К сожалению, в наши дни доходному дому Екимова срочно требуется ремонт, ведь даже самая выразительная часть фасада - скульптурная композиция, расположенная над главным входом в здание, находится в крайне плачевном состоянии и скрыта от глаз прохожих зелёной сеткой
К сожалению, в наши дни доходному дому Екимова срочно требуется ремонт, ведь даже самая выразительная часть фасада - скульптурная композиция, расположенная над главным входом в здание, находится в крайне плачевном состоянии и скрыта от глаз прохожих зелёной сеткой

Доходный дом В. Чубакова

Дата постройки: 1910
Адрес: Зверинская улица, 2, Большой проспект ПС, 5

В 1910 году Ван-дер-Гюхт принимает свой первый заказ от семейства Чубаковых: богатых петербуржцев, владевших рядом доходных домов в Северной столице. Здание, которое Вильгельм Иванович возводит на углу Зверинской улицы и Большого проспекта, сильно отличается не только от всего остального творчества Ван-дер-Гюхта, но и от любых других построек в Петербурге в целом.

-11

Доходный дом Чубаковых обладает ярко выраженными чертами барокко: весь фасад здания буквально напичкан различными декоративными деталями и узорами (местами это выглядит даже слегка излишним).

Но, как по мне, это здание интересно скорее не своей отделкой, а своими формами: основной массив дома, усыпанный эркерами врезается в огромную цилиндрическую часть постройки, выходящую прямо на перекрёсток двух улиц. Причём в цилиндрическом оформлении угла здания нет ничего удивительного, поражает тут другое - размеры этого полукруглого объёма!

-12

Кроме того, Ван-дер-Гюхт не обошёлся здесь и без ну уж совсем нехарактерных для подобных домов деталей: например, в верхней части здания вы можете наблюдать декоративную решётку, увенчанную крупными вазонами - всё это выглядит так, будто бы Вильгельм Иванович нарядил свою постройку в корону!

-13

В общем, сразу видно, что при создании этой постройки Ван-дер-Гюхт намеренно экспериментировал с художественными приёмами, в результате чего у него получилось крайне необычное и очень хорошо запоминающееся здание, ставшее настоящим украшением Большого проспекта Петроградской стороны!

Доходный дом О. и В. Чубаковых

Дата постройки: 1910-1911
Адрес: Каменноостровский проспект, 38, Большой проспект ПС, 96

В том же году Вильгельм Ван-дер-Гюхт строит огромный доходный дом на том же Большом проспекте (только в другом его конце) и для всё тех же заказчиков (правда в этот раз во владельцы здания были официально записаны оба представителя семьи Чубаковых). Но в этот раз здание получилось гораздо более типичным для Петербурга, и выстроено оно в уже знакомой нам всем стилистике Ван-дер-Гюхта.

-14

Увы, дом Чубаковых находится в не самом выгодном положении: всё внимание на себя притягивает расположенный напротив него дом Розенштейна (белое здание с двумя крупными крепостными башнями-эркерами), перетягивающий на себя всё внимание прохожих. Но стоит понимать, что Ван-дер-Гюхт возводил своё здание в 1911 году, тогда как Розенштейн закончил строительство собственного доходного дома лишь спустя 4 года. Ну что ж, хоть какое-то время дом Чубаковых был главной доминантой Каменноостровского проспекта!

Долгое время дом Чубаковых был лишён своей самой выразительной черты - углового купола (он сгорел во время пожара). Благо в наши дни купол со шпилем, пронизанным декоративным яблочком, вернули на своё законное место!
Долгое время дом Чубаковых был лишён своей самой выразительной черты - углового купола (он сгорел во время пожара). Благо в наши дни купол со шпилем, пронизанным декоративным яблочком, вернули на своё законное место!

Но особого внимания заслуживают кариатиды доходного дома Чубаковых. Эти, казалось бы, типичные для Петербурга архитектурные формы обретают новую жизнь и новый смысл в работе Ван-дер-Гюхта: здесь декоративные женские скульптуры переглядываются друг с другом (взор скульптур обращён не на улицу, а на других кариатид), и тем самым создаётся эффект того, что кариатиды общаются друг с другом!

-16

Причём такой эффект Ван-дер-Гюхт создал, можно сказать, вынужденно: из-за обилия эркеров на фасаде здания оставалось мало места под другие элементы, так что Вильгельм Иванович разместил кариатид под углом, близко друг к другу. И, дабы нивелировать этот, казалось бы, недостаток, он обратил взор скульптур друг на друга, создав тем самым целый сюжет на фасаде жилого дома! В общем, кариатиды доходного дома Чубаковых можно смело назвать одними из самых необычных и искусно сделанных скульптур на фасадах домов Санкт-Петербурга!

-17

Доходный дом Долгополова

Дата постройки: 1910-1911
Адрес: 8-ая линия ВО, 31

Думаю, что вы ещё не забыли о доходном доме Екимова на Кирочной улице - я рассказывал Вам о нём чуть ранее. Если вы хорошо запомнили его внешний облик, то попробуйте сравнить его с домом Долгополова, и вы обнаружите, что эти здания сливаются в вашей памяти в цельную картину - настолько они похожи!

-18

Те же полукруглые эркеры (как я уже говорил, эту деталь можно назвать "визитной карточкой" Ван-дер-Гюхта) - один посередине здания и два по его бокам, отделка первых двух этажей, отличная от остального фасада, щипцы характерной формы - буквально всё говорит нам о том, что дома Екимова и Долгополова были построены одним зодчим!

-19

Но, помимо архитектуры, доходный дом Долгополова очень интересен ещё и с точки зрения истории: в разное время в доме на 8-ой линии жили люди, прославившиеся в совершенно разных сферах. Но, пожалуй, самым известным жителем доходного дома Долгополова стал поэт Мандельштам: в этот дом Осип Эмильевич вернулся в 1930 году после долгого отсутствия в Ленинграде.

-20

Именно дом Долгополова был описан в одном из самых известных стихотворений Мандельштама "Ленинград", знакомое любому по своим первым строчкам: "Я вернулся в свой город знакомый до слёз".

<...>
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Мандельштам, "Ленинград", 1930

Чёрная лестница, вырванный с мясом звонок, кандалы дверных цепочек - так Мандельштам описывает внутренний мир доходного дома Долгополовых в 1930-х годах. Но это и не удивительно - к тому времени дом почти полностью лишился своей внутренней отделки, а некогда крупные квартиры были разбиты на тесные коммуналки. И такая ситуация наблюдалась (и, к сожалению, наблюдается и в наши дни) почти в каждом многоквартирном доме в центре Петербурга!

-21

Ольгин приют для больных в Лесном

Дата постройки: 1913
Адрес: 2-й Муринский проспект, 12к3

Об истории этого здания я достаточно подробно рассказывал в одной из своих прошлых статей, посвящённой историческому району Лесной. Но а в рамках этой публикации я предлагаю уделить внимание именно архитектуре данной постройки!

-22

Над проектом здания приюта Ван-дер-Гюхт работал совместно с архитектором Григорием Гинцом, хотя обычно Вильгельм Иванович предпочитал работать в одиночку. Другой необычной чертой этого заказа стал тот факт, что до него Ван-дер-Гюхт никогда не работал над строительством зданий подобного типа - Вильгельм Иванович предпочитал заниматься исключительно жилищным строительством, а возведение приютов и домов призрения не входило в его профиль деятельности.

Но в этот раз Ван-дер-Гюхт решил рискнуть и взяться за проектирование нетипичной для него постройки, и он не прогадал - Ольгин приют получился воистину прекрасным!

-23

Здание приюта имеет довольно необычную конфигурацию фасадов: центральный вход в здание в наши дни обращён к глухому забору и "панелькам" советских времён, тогда как к улице здание обращено боком. Разумеется, Ван-дер-Гюхт не мог и предположить, что местность вокруг лечебницы в будущем претерпит столь кардинальные изменения! Но при этом Вильгельм Иванович всё равно сделал здание интересным со всех сторон: его боковые фасады выглядят не хуже, чем парадные!

Один из входов в здание, расположенный сбоку приюта. Хотя по его внешнему оформлению почти невозможно догадаться, что этот вход не является парадным
Один из входов в здание, расположенный сбоку приюта. Хотя по его внешнему оформлению почти невозможно догадаться, что этот вход не является парадным

Да и в целом здание привлекает внимание зрителей (особенно в наше время, когда вокруг него обычные дворы спального района) - оно красивое, оно интересное с точки зрения форм, на него просто приятно смотреть и изучать его фасады. Прекрасная работа талантливого зодчего!

Доходный дом Лоховых

Дата постройки: 1914
Адрес: 8-ая линия ВО, 75

Здание с, мягко говоря, неблагозвучным для нашего времени названием (ну что поделать, такая была у людей фамилия), стало одним из последних в архитектурной деятельности Ван-дер-Гюхта. Но назвать его magnum opus-ом Вильгельма Ивановича язык не поворачивается: дом Лоховых является очередной вариацией дома Екимова - всё те же полукруглые эркера, всё та же общая конфигурация фасадов. Скучно, но надёжно и проверенно временем - вот такой девиз очень подходит зодчему Ван-дер-Гюхту!

-25

Впрочем, отличия от других построек Ван-дер-Гюхта здесь всё же имеются: вместо одного центрального эркера в доме Лоховых мы наблюдаем сразу два - оба они идеально симметричны. Но в связи с таким решением мы можем видеть довольно странную картину: между боковым и центральным эркером располагается всего два оконных проёма - далеко не самое лучшее решение, явно негативно отражающееся на инсоляции квартир.

-26

Доходный дом Лохова можно рассматривать в качестве символического завершения архитектурной деятельности Ван-дер-Гюхта: последнее здание он построил в своём фирменном стиле!

Ну а на этом я предлагаю заканчивать сегодняшний экскурс в историю жизни и творчества талантливого архитектора начала 20 века, продвигавшего столь непопулярный в те времена стиль необарокко, и добавлявшего барочные черты в любые свои работы. Настоящий популяризатор барокко начала 20 века!

Если Вам понравилась моя статья, могу предложить поставить ей лайк, а также подписаться на мой канал: регулярно, с периодичностью примерно раз в месяц, на нём выходят подобные рассказы о творчестве архитекторов Петербурга (и не только) 19-20 веков.

Спасибо за внимание!