Будучи столицей России, Санкт-Петербург являлся местом притяжения талантливых иностранцев: если что-то мешало человеку раскрыть свой талант и потенциал на родине, он собирал вещи и переезжал в Петербург - здесь ему были открыты все двери! Особенно часто так поступали архитекторы: на родине у них могло не быть заказов, а вот в Петербурге, переживавшем в конце 19 - начале 20 века настоящий строительный бум, работа была всегда! Этим-то и объясняется такое большое количество европейцев в длинном ряду архитекторов Северной столицы.
Но герой сегодняшней статьи отличается от других зодчих Петербурга: он является представителем довольно редкой для нашей страны национальности - он нидерландец. Собственно говоря, Вильгельм Ван-дер-Гюхт стал единственным нидерландцем в Петербурге, достигшим больших успехов в архитектурной деятельности. Особенно символично, что ещё в начале 18 века Пётр I пытался сделать Петербург вторым Амстердамом. И вот спустя почти 200 лет в Северной столице появился человек, предки которого когда-то проживали в том самом Амстердаме - такое вот чисто Петербургское совпадение!
И перед началом статьи хочу заметить: обычно я не приурочиваю выход своих статей к каким-либо знаменательным датам, но в данном случае я с удовольствием сделаю исключение. Сегодня исполняется 145 лет со дня рождения Вильгельма Ван-дер-Гюхта, и мне кажется, что лучшего времени для выхода данной публикации просто не найти! Надеюсь, что таким образом мне удастся почтить память великого российского архитектора с нидерландскими корнями, увы, почти забытого в наши дни!
Биография
Как и многие другие выдающиеся архитекторы Петербурга начала 20 века, Вильгельм Ван-дер-Гюхт родился в Одессе, 18 марта 1876 года. Отец будущего архитектора работал главным механиком на Одесском механическом заводе и носил звание почётного гражданина Одессы. Другими словами, Вильгельм Иванович родился не в зажиточной, но и не в бедной семье, а потому его родители могли позволить себе дать ребёнку хорошее образование: Ван-дер-Гюхт окончил сначала реальное училище, а позднее и архитектурное отделение в местной школе Общества изящных искусств.
Долгое время Ван-дер-Гюхт занимался инженерной деятельностью: сначала он был десятником (эту дореволюционную должность можно сравнить с современным прорабом), позднее он выступал в роли помощника архитектора (именно здесь он и набрался бесценного опыта, который в дальнейшем помог ему стать самостоятельным зодчим).
Одновременно с трудовой деятельностью, Вильгельм Ван-дер-Гюхт получал высшее образование в Академии Художеств. Диплом академии был необходим юному зодчему для того, чтобы наконец-таки приступить к архитектурно-проектировочной деятельности - и он получил его в 1904 году. А уже в 1905 году молодой зодчий трудился над своим первым полноценным проектом - небольшим доходным домом на улице Чапаева!
С тех пор Ван-дер-Гюхт активно принимал участие в застройке Санкт-Петербурга: он работал в совсем разных районах города, так что постройки Вильгельма Ивановича вы сможете найти и в центральной части города, и на Петроградке, и на Васильевском острове, и даже на северных окраинах города, в Лесном!
Однако, в 1915 году Ван-дер-Гюхт, как и все остальные зодчие Петербурга, перестал получать заказы на строительство зданий: все деньги в России уходили на участие в Первой Мировой войне, да и неуверенность в завтрашнем дне (которая, как показала история, была пророческой) не позволяла заказчикам даже думать о начале новых строительств. В связи с этим Ван-дер-Гюхт поступает на службу в армию в качестве инженера.
Вильгельм Иванович достаточно спокойно переживает и войну, и революцию, после которых он устраивается в государственные организации в сфере градостроительства и архитектуры: Ван-дер-Гюхт больше не занимается непосредственно проектированием, он уходит в более "бумажную" сферу деятельности, в которой он использует наработанный за всю жизнь опыт архитектора.
В 1930-х годах Ван-дер-Гюхт в очередной раз меняет профиль своей деятельности и становится промышленным инженером: с тех пор он занимается обеспечением функционирования заводов. В этой должности его и застала блокада Ленинграда, которую Вильгельму Ивановичу, увы, не суждено было пережить: он не покинул город и продолжал работать на заводе, тем самым поддерживая жизнь в городе, но на тот момент Ван-дер-Гюхт был уже пожилым человеком, и справиться с тяжелейшими условиями жизни в блокаду он не смог - Ван-дер-Гюхт скончался от голода 3 декабря 1943 года. До полного снятия блокады оставалось чуть больше двух месяцев. Вильгельма Ивановича похоронили на Серафимовском кладбище.
Я в общих чертах обрисовал жизненный путь Ван-дер-Гюхта, но а теперь я предлагаю перейти к основной теме нашей сегодняшней статьи - к творчеству зодчего.
Доходный дом на улице Чапаева
Дата постройки: 1905-1906
Адрес: улица Чапаева, 1, улица Куйбышева, 38-40
Свой творческий путь Вильгельм Ван-дер-Гюхт начинал с, мягко говоря, не самой интересной постройки, но не обратить на неё внимание было бы очень неправильно! Дело в том, что доходный дом на улице Чапаева - это прообраз всей остальной творческой деятельности архитектора. Это можно сравнить с наброском талантливого художника: сам по себе этот набросок не особо интересен, но ведь именно с него живописец начинает работу над прекрасной картиной!
Дом на улице Чапаева выглядит очень обычным: скучный фасад без каких-либо интересных деталей, довольно типичная для Санкт-Петербурга цветовая гамма. Но есть в этом здании одна черта, которая, можно сказать, сыграла решающую роль в формировании "почерка" Ван-дер-Гюхта - я говорю о полукруглом эркере, расположенном на углу здания. Рекомендую вам запомнить этот эркер - почти во всех остальных работах Ван-дер-Гюхта проглядывается этот хорошо узнаваемый мотив!
Вот так первая работа архитектора может заложить основу для всей остальной его творческой деятельности!
Доходный дом Шрейбера
Дата постройки: 1906-1907
Адрес: Потёмкинская улица, 3, Захарьевская улица, 41
Спустя год после той, казалось бы, простой и аскетичной постройки на улице Чапаева, Ван-дер-Гюхт создаёт настоящий архитектурный шедевр: роскошный доходный дом в стиле необарокко, красота которого буквально поражает проходящих мимо него людей!
Даже удивительно, что это здание было вторым в общей практике Вильгельма Ивановича: можете пролистать эту статью немного назад и ещё раз сравнить дом Шрейбера со зданием на улице Чапаева. Внешний вид этих построек отличается разительно – сразу и не скажешь, что их построил один зодчий (хотя характерный эркер немного намекает нам на это), да ещё и с разницей в один год! Впрочем, думаю, что дом на Чапаева выглядит скромно не из-за малого опыта Ван-дер-Гюхта, а из-за скромных денежных возможностей его заказчика.
При первом взгляде на здание сразу обнаруживается самая выразительная его часть – угловая башня-эркер, любоваться которой можно с разных ракурсов: помимо красивого оформления её облика в целом, Ван-дер-Гюхт создал очень красивый узор в основании башни, рассмотреть который можно только подойдя впритык к зданию.
Фасад дома богато декорирован типичными для необарокко деталями: кариатидами и атлантами, лепными сандриками и искусными замковыми камнями. В общем, перечислять эти детали можно долго - лучше сами ими полюбуйтесь!
А прямо рядом с домом Шрейбера, около его стены, находится одна очень любопытная деталь: я говорю о скульптурной композиции из трёх граций, расположенной прямо на углу здания. Никакого особого символизма эти скульптуры не несут – их можно назвать простым украшением доходного дома. Но выглядит это всё равно непривычно!
Ну и не могу не отметить удивительный факт: в наши дни доходный дом Шрейбера пустует. Связано это с тем, что весь дом целиком был выкуплен частной компанией (до этого в нём находилось множество коммуналок, что тоже не особо подобает такой постройке), которая собирается устроить в нём элитный отель. Что ж, будем ждать, когда он откроет свои двери для клиентов, а мы сможем заглянуть внутрь здания и оценить его ещё и изнутри!
Доходный дом Екимова
Дата постройки: 1908-1909
Адрес: Кирочная улица, 6
Доходный дом Екимова можно назвать, в некотором роде, "отправной точкой" в творчестве архитектора Ван-дер-Гюхта: если до этого Вильгельм Иванович лишь формировал свой индивидуальный "почерк", то постройка доходного дома Екимова утвердила его окончательно. Другими словами, дом Екимова стал этаким образцом дальнейшей творческой деятельности Ван-дер-Гюхта, и позднее вы сами в этом убедитесь!
Ван-дер-Гюхт неоднократно воспроизводил композицию доходного дома Екимова в других своих постройках: речь идёт о трёх закруглённых эркерах (один посередине и два по бокам), уникальной отделке первых двух этажей, отличающейся от всего остального здания, о скруглённом щипце в центральной части здания и т.д. Все эти детали хорошо узнаваемы: стоит вам увидеть их, и вы сразу понимаете, что перед вами дом, построенный Ван-дер-Гюхтом!
Ещё мне хочется отметить, что у доходного дома Екимова есть одна интересная черта: казалось бы, он довольно прост в своей композиции (идеальная симметрия), да и отделка у него не сказать что очень красивая, но здание всё равно цепляет тебя своим внешним видом, заставляет влюбиться в него. Вот что значит работа опытного и умелого архитектора!
Доходный дом В. Чубакова
Дата постройки: 1910
Адрес: Зверинская улица, 2, Большой проспект ПС, 5
В 1910 году Ван-дер-Гюхт принимает свой первый заказ от семейства Чубаковых: богатых петербуржцев, владевших рядом доходных домов в Северной столице. Здание, которое Вильгельм Иванович возводит на углу Зверинской улицы и Большого проспекта, сильно отличается не только от всего остального творчества Ван-дер-Гюхта, но и от любых других построек в Петербурге в целом.
Доходный дом Чубаковых обладает ярко выраженными чертами барокко: весь фасад здания буквально напичкан различными декоративными деталями и узорами (местами это выглядит даже слегка излишним).
Но, как по мне, это здание интересно скорее не своей отделкой, а своими формами: основной массив дома, усыпанный эркерами врезается в огромную цилиндрическую часть постройки, выходящую прямо на перекрёсток двух улиц. Причём в цилиндрическом оформлении угла здания нет ничего удивительного, поражает тут другое - размеры этого полукруглого объёма!
Кроме того, Ван-дер-Гюхт не обошёлся здесь и без ну уж совсем нехарактерных для подобных домов деталей: например, в верхней части здания вы можете наблюдать декоративную решётку, увенчанную крупными вазонами - всё это выглядит так, будто бы Вильгельм Иванович нарядил свою постройку в корону!
В общем, сразу видно, что при создании этой постройки Ван-дер-Гюхт намеренно экспериментировал с художественными приёмами, в результате чего у него получилось крайне необычное и очень хорошо запоминающееся здание, ставшее настоящим украшением Большого проспекта Петроградской стороны!
Доходный дом О. и В. Чубаковых
Дата постройки: 1910-1911
Адрес: Каменноостровский проспект, 38, Большой проспект ПС, 96
В том же году Вильгельм Ван-дер-Гюхт строит огромный доходный дом на том же Большом проспекте (только в другом его конце) и для всё тех же заказчиков (правда в этот раз во владельцы здания были официально записаны оба представителя семьи Чубаковых). Но в этот раз здание получилось гораздо более типичным для Петербурга, и выстроено оно в уже знакомой нам всем стилистике Ван-дер-Гюхта.
Увы, дом Чубаковых находится в не самом выгодном положении: всё внимание на себя притягивает расположенный напротив него дом Розенштейна (белое здание с двумя крупными крепостными башнями-эркерами), перетягивающий на себя всё внимание прохожих. Но стоит понимать, что Ван-дер-Гюхт возводил своё здание в 1911 году, тогда как Розенштейн закончил строительство собственного доходного дома лишь спустя 4 года. Ну что ж, хоть какое-то время дом Чубаковых был главной доминантой Каменноостровского проспекта!
Но особого внимания заслуживают кариатиды доходного дома Чубаковых. Эти, казалось бы, типичные для Петербурга архитектурные формы обретают новую жизнь и новый смысл в работе Ван-дер-Гюхта: здесь декоративные женские скульптуры переглядываются друг с другом (взор скульптур обращён не на улицу, а на других кариатид), и тем самым создаётся эффект того, что кариатиды общаются друг с другом!
Причём такой эффект Ван-дер-Гюхт создал, можно сказать, вынужденно: из-за обилия эркеров на фасаде здания оставалось мало места под другие элементы, так что Вильгельм Иванович разместил кариатид под углом, близко друг к другу. И, дабы нивелировать этот, казалось бы, недостаток, он обратил взор скульптур друг на друга, создав тем самым целый сюжет на фасаде жилого дома! В общем, кариатиды доходного дома Чубаковых можно смело назвать одними из самых необычных и искусно сделанных скульптур на фасадах домов Санкт-Петербурга!
Доходный дом Долгополова
Дата постройки: 1910-1911
Адрес: 8-ая линия ВО, 31
Думаю, что вы ещё не забыли о доходном доме Екимова на Кирочной улице - я рассказывал Вам о нём чуть ранее. Если вы хорошо запомнили его внешний облик, то попробуйте сравнить его с домом Долгополова, и вы обнаружите, что эти здания сливаются в вашей памяти в цельную картину - настолько они похожи!
Те же полукруглые эркеры (как я уже говорил, эту деталь можно назвать "визитной карточкой" Ван-дер-Гюхта) - один посередине здания и два по его бокам, отделка первых двух этажей, отличная от остального фасада, щипцы характерной формы - буквально всё говорит нам о том, что дома Екимова и Долгополова были построены одним зодчим!
Но, помимо архитектуры, доходный дом Долгополова очень интересен ещё и с точки зрения истории: в разное время в доме на 8-ой линии жили люди, прославившиеся в совершенно разных сферах. Но, пожалуй, самым известным жителем доходного дома Долгополова стал поэт Мандельштам: в этот дом Осип Эмильевич вернулся в 1930 году после долгого отсутствия в Ленинграде.
Именно дом Долгополова был описан в одном из самых известных стихотворений Мандельштама "Ленинград", знакомое любому по своим первым строчкам: "Я вернулся в свой город знакомый до слёз".
<...>
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Мандельштам, "Ленинград", 1930
Чёрная лестница, вырванный с мясом звонок, кандалы дверных цепочек - так Мандельштам описывает внутренний мир доходного дома Долгополовых в 1930-х годах. Но это и не удивительно - к тому времени дом почти полностью лишился своей внутренней отделки, а некогда крупные квартиры были разбиты на тесные коммуналки. И такая ситуация наблюдалась (и, к сожалению, наблюдается и в наши дни) почти в каждом многоквартирном доме в центре Петербурга!
Ольгин приют для больных в Лесном
Дата постройки: 1913
Адрес: 2-й Муринский проспект, 12к3
Об истории этого здания я достаточно подробно рассказывал в одной из своих прошлых статей, посвящённой историческому району Лесной. Но а в рамках этой публикации я предлагаю уделить внимание именно архитектуре данной постройки!
Над проектом здания приюта Ван-дер-Гюхт работал совместно с архитектором Григорием Гинцом, хотя обычно Вильгельм Иванович предпочитал работать в одиночку. Другой необычной чертой этого заказа стал тот факт, что до него Ван-дер-Гюхт никогда не работал над строительством зданий подобного типа - Вильгельм Иванович предпочитал заниматься исключительно жилищным строительством, а возведение приютов и домов призрения не входило в его профиль деятельности.
Но в этот раз Ван-дер-Гюхт решил рискнуть и взяться за проектирование нетипичной для него постройки, и он не прогадал - Ольгин приют получился воистину прекрасным!
Здание приюта имеет довольно необычную конфигурацию фасадов: центральный вход в здание в наши дни обращён к глухому забору и "панелькам" советских времён, тогда как к улице здание обращено боком. Разумеется, Ван-дер-Гюхт не мог и предположить, что местность вокруг лечебницы в будущем претерпит столь кардинальные изменения! Но при этом Вильгельм Иванович всё равно сделал здание интересным со всех сторон: его боковые фасады выглядят не хуже, чем парадные!
Да и в целом здание привлекает внимание зрителей (особенно в наше время, когда вокруг него обычные дворы спального района) - оно красивое, оно интересное с точки зрения форм, на него просто приятно смотреть и изучать его фасады. Прекрасная работа талантливого зодчего!
Доходный дом Лоховых
Дата постройки: 1914
Адрес: 8-ая линия ВО, 75
Здание с, мягко говоря, неблагозвучным для нашего времени названием (ну что поделать, такая была у людей фамилия), стало одним из последних в архитектурной деятельности Ван-дер-Гюхта. Но назвать его magnum opus-ом Вильгельма Ивановича язык не поворачивается: дом Лоховых является очередной вариацией дома Екимова - всё те же полукруглые эркера, всё та же общая конфигурация фасадов. Скучно, но надёжно и проверенно временем - вот такой девиз очень подходит зодчему Ван-дер-Гюхту!
Впрочем, отличия от других построек Ван-дер-Гюхта здесь всё же имеются: вместо одного центрального эркера в доме Лоховых мы наблюдаем сразу два - оба они идеально симметричны. Но в связи с таким решением мы можем видеть довольно странную картину: между боковым и центральным эркером располагается всего два оконных проёма - далеко не самое лучшее решение, явно негативно отражающееся на инсоляции квартир.
Доходный дом Лохова можно рассматривать в качестве символического завершения архитектурной деятельности Ван-дер-Гюхта: последнее здание он построил в своём фирменном стиле!
Ну а на этом я предлагаю заканчивать сегодняшний экскурс в историю жизни и творчества талантливого архитектора начала 20 века, продвигавшего столь непопулярный в те времена стиль необарокко, и добавлявшего барочные черты в любые свои работы. Настоящий популяризатор барокко начала 20 века!
Если Вам понравилась моя статья, могу предложить поставить ей лайк, а также подписаться на мой канал: регулярно, с периодичностью примерно раз в месяц, на нём выходят подобные рассказы о творчестве архитекторов Петербурга (и не только) 19-20 веков.
Спасибо за внимание!