В августе 2021 года распаду СССР исполнилось 30 лет, после чего каждая бывшая республика пошла своей дорогой, и в том числе, различным образом развивались их железные дороги. Правда, я побывал в Азербайджане на 25-летие распада Союза - в 2016 году - и увидел Баку: центр города и окраины, а также посетил пригороды в поисках редких локомотивов. Начало рассказа вы можете пролчитать вот здесь:
А я продолжу с того места, где остановился. Итак, 12 сентября 2016 года мы с Денисом встали в 8 часов утра. 12 часов сна - и оба как огурчики, набравшиеся силы земли. За завтраком мы окончательно решили продолжить поиски электровозов ВЛ8 и отправиться за ними в посёлок Гобустан, где проходит железнодорожная ветка в направлении Гянджи и далее на Грузию, поэтому мы рассчитывали на приличный грузопоток. Для чего нам нужны были ВЛ8 - я рассказал в первой части повести. А выглядит ВЛ8 вот так:
Во дворе гостиницы нас встречала будто новая Волга ГАЗ-21 небесно-голубого цвета - блестящая, как капля росы майским утром. Полюбовавшись шедевром отечественного автопрома, а также шедевром рук, растущих из нужного места, мы отправились на автовокзал.
Пока мы шли пешком до метро вдоль частного сектора, увидели, что бакинцы в своих дворах разделывают баранов. Нам, простым москвичам, непривычно видеть, как у всех на виду мужики с подвешенных туш сдирают шкуру, но такова уж местная культура. Также мне попалась необычная архитектура жилых многоэтажек - пара зданий с балконами, сделанными в форме восьмиконечных звезд - вроде обычные бетонные панельки, но при этом способные похвастаться своей "одёжкой". У нас в России эти звёзды бы ободрали и заменили на убогий вентфасад при первом же капремонте, а тут они сохранились.
На автовокзале мы сели в автобус до Гобустана при помощи зазывал. Стоимость проезда составила примерно 400 рублей и возможно, мы могли отделаться дешевле, если бы вовремя отыскали кассу. Но сделать это было сложно, так как кругом царила суматоха: всюду автобусы, маршрутки, движение транспорта осуществляется по интуиции водителей, так как разметка стёрта, а люди ходят, где им вздумается, мешая движению автобусов, лучше уж отдать зазывалам эти несчастные сто рублей и спокойно сесть в автобус, который потом ещё минут 15 выезжал в город через через броуновское движение автовокзала.
Спустя полчаса мы выехали на трассу. Автобус повёз нас по горе, которую вчера мы видели с перегона Баладжары - Эйбат, теперь же долина оказалась внизу, и мы рассматривали песчаные дюны, в которых просидели весь предыдущий день в ожидании красивых кадров.
Автомобильные дороги в Азербайджане шикарные, во всяком случае, Сальянское шоссе: автобус шёл как по рельсам. Необычные виды заставили меня прилипнуть к окну, рассматривая просторы Азербайджана.
Проезжаем морской порт, из-за его забора торчат разнообразные подъемные механизмы: автокраны, козловые, башенные. Вот справа появилась железная дорога, ранее находившаяся на удалении. Станция Карадаг была забита полувагонами, но локомотивов, за исключением тепловоза ТЭМ7, который переставлял вагоны-хопперы, мы не увидели.
Приехав в посёлок Гобустан, мы даже не успели сойти с автобуса, как нас окружили извозчики. А я напоминаю, что нам надо было пройти 50 метров до железнодорожной станции. Один дед был слишком настойчив:
– Давайте в музей поедем.
– Нам не надо!
– Куда же вас тогда овтезти?
– Тут недалеко, пешком дойдём.
– Но садитесь, что вы по жаре будете идти?
Спасибо за гостеприимство, конечно, но не ехать же 50 метров на такси. Насилу отделавшись от этого дедушки, мы с Денисом зашли в магазин, но стоило только выйти из него, тут же рядом с нами остановился серый «Мерседес» из окошка которого вылетел очередной вопрос, куда нас везти. Каким-то чудом, в этот раз хватило простого "не надо", чтобы водитель поехал дальше без нас. Я понимаю, что людям нужно как-то зарабатывать, но умерьте свой пыл! Вероятно, вам сложно будет в это поверить, но не каждому человеку, оказавшемуся на дороге, нужно немедленно куда-то уехать.
Посёлок Гобустан – это небольшой населённый пункт между горами и каспийским морем в 20 километрах от Баку. Здания в один-два этажа и заборы здесь построены из желтого кирпича, на участках жители высадили сосны, чтобы хоть как-то разнообразить картину. Всё кругом неаккуратное, и много бытового мусора, но у людей здесь есть более важные проблемы, чем экология, что, конечно, печально. Общее впечатление от Гобустана - примерно как от нашей современной Твери с её грязными дорогами, хмурыми лицами и уничтоженным электротранспортом, но тут надо понимать, что Гобустан - просто посёлок в пригороде Баку, и от него не ждёшь каких-то неписанных красот, а Тверь - это центр огромной области между Москвой и Петербургом, но похожий при этом по уровню развития на тот же Гобустан
На станции стоял хозяйственный поезд и тепловоз 3ТЭ10М-1360 без средней секции, снимать который мы по какой-то причине не стали. Пассажирская платформа оказалась наполовину разрушена, боковой путь заброшен и занесен песком, только головки рельсов торчат.
Уже через 15 минут мы вышли из города и оказались на перегоне Сангачалы - Гобустан, который представляет собой рельсы в голой степи. Кроме песка, сухой травы, мёртвых кустарничков и разбросанных повсюду осколков кирпичей, здесь ничего не оказалось, только отдалённые холмы скрашивали пейзаж, а со стороны Каспия доносился морской аромат свежей рыбы и шум Сальянского шоссе.
Пройдя около километра, мы расположились на камнях и стали ждать какого-нибудь поезда. По растрескавшейся от засухе глине сновали небольшие муравьи с задранной кверху попой, которых я решил угостить сахаром, и после полуторачасового ожидания поезда наблюдение за их реакцией показалось мне ну ОЧЕНЬ интересным занятием. Наконец, миновав предвходной светофор, я увидел на нём желтый мигающий огонь, а это значило, что со стороны Баку приближается поезд и прибудет на боковой путь станции Гобустан.
Но станция Гобустан ожила раньше, выдав грузовой поезд на Баку с электровозом ВЛ11М4. Едва ли большинство из вас отличит его от обычного ВЛ11 или от ВЛ10, однако же в России такие не работают. Экземпляр, конечно, любопытный, но он и рядом не стоял по интересности с ВЛ8, которого мы ждали, как манны небесной. Локомотивная бригада в электровозе приветствовала нас руками.
А вот и грузовой со стороны Баку, его тащит "попугайский", в хорошем смысле, электровоз ВЛ11М. Как вам такая окраска? Жду с нетерпением вашего мнения в комментариях.
Наступило очередное затишье. Мы отошли назад, в сторону станции Гобустан, а облака тем временем совсем закрыли солнце и стало без разницы, в какую сторону направлять объектив. Это оказалось очень кстати, ведь иначе пассажирский поезд Гянджа - Баку пришлось бы снимать в контровом свете. Электровоз E4s, тащивший этот поезд, мы уже снимали днём ранее, а помощник машиниста помахал нам рукой.
Кстати, спустя год этот поезд отменили и пустили вместо него современные электропоезда фирмы "Штадлер", а электровоз в 2022 году списали.
Сняв единственный в тот день пассажирский, я разложил футболку и куртку на камнях и прилёг поспать, а Денис смотрел фильм в телефоне - что ещё делать, когда на перегоне затишье? Но через полчаса я поднялся и увидел, что со стороны Баку надвигается очередной ВЛ11 с полувагонами, гружеными металлоломом. Так, стоп, что это? Куски литых тележек, тормозные цилиндры, тифоны, обрезки кузовов... Тысяча чертей, да это же ВЛ8 собственной персоной, да ещё и не один! Правда, в виде металлического фарша. Приехали в Азербайджан, чтобы сфоткать ВЛ8 в виде металлолома, погруженного в 14 полувагонов - это ли не успешный успех ЖД фотографа?! По какой-то причине снимать крупным планом груды металлолома с признаками ВЛ8 я не стал, поэтому вот вам просто фотка этого поезда смерти и разочарования.
Разумеется, после увиденного мы потеряли всякую надежду снять ВЛ8 в собранном виде с грузовым поездом на перегоне. Забегая вперёд, скажу, что это просто нам крупно не повезло, ведь ВЛ8 в небольших количествах проработали в Азербайджане аж до конца 2020 года. Спустя час в направлении Баку проехали бочки с тепловозом ТЭ33А, тем же, который был днём ранее.
Прошёл ещё час, в течение которого мы с Денисом горячо обсуждали нашу неудачу и предлагали друг другу нелепые теории, объясняющие отсутствие ВЛ8. Например, все машины переданы в депо Гянджа и работают ближе к Грузии, а в Баку их просто не пускают, чтобы туристы не увидели случайно этих страшных динозавров. Или все ВЛ8 уже списаны и давно уехали в полувагонах до ближайшей мартеновской печи. Какого только бреда ни придумаешь, лишь бы оправдать собственную неудачу.
Проехал ещё один скучный ВЛ11 с грузом со стороны Баку. Свежевыкрашенные полувагоны - это, конечно, хорошо, но от электровозов ВЛ11 уже хотелось плакать кровавыми слезами.
Потеряв терпение, мы с Денисом встали с кирпичей, на которых просидели почти два часа и отправились на трассу ловить машину. Уходить ужасно не хотелось. Денис говорил, что глупо не увидеть центр города, но я понял, что он испытывает то же чувство, что и я - глубочайшая досада от того, что, приехав в места обитания нужных локомотивов, мы их просто не увидели. Это как если приехать в Германию и не увидеть там ни одного мерседеса. Поэтому неудивительно, что пройдя половину расстояния до трассы, мы вернулись на пути, ошибочно приняв за поезд дерево или постройку вдалеке - ведь надежда увидеть ЕГО всё ещё теплилась в наших сердцах. Но исход фотоохоты был ясен.
На дороге остановилась ВАЗ-2106 такси с двумя местными жителями и они повезли нас, несолоно хлебавших, в город.
По дороге я лучше рассмотрел из автомобиля Каспийское море. В отличие от Чёрного, оно больше техническое, чем туристическое, так как в нём добывают нефть. Из-за этого поверхность воды покрыта радужной плёнкой, убирать которую, видимо, также нецелесообразно, как тушить пожары в красных зонах Якутии. Недалеко от берега размещены буровые станции и танкеры, но больше всего моё воображение поразил своими размерами гигантский плавучий кран, грациозно стоявший на удалении от берега, не шевелясь, словно скала. К сожалению, сфотографировать его не получилось, поэтому вот фото с сайта "fleetphoto".
Автомобиль въехал в Баку и повез нас по набережной в старую часть города. Мы миновали гигантский флаг Азербайджана, парк развлечений с колесом обозрения и строящейся конструкцией, похожей на цветок.
На склоне горы среди каменных зданий высятся три башни – огни Баку, причём под словом «огни», видимо, подразумеваются языки пламени, так как именно на них похожи высотки, переливаясь в лучах солнца на закате.
Выйдя из такси, мы разменяли деньги, поели мороженого и говяжьей шаурмы, которая была изумительна, и отправились на укороченную экскурсию по городу, который больше напомнил мне гоночную трассу. Почему? Потому что бакинцы забыли нарисовать на городских улицах зебры, и все пешеходы вынуждены переходить дорогу... Неизвестно как, ведь и подземные переходы устроены не на каждом шагу. Возможно, именно из-за невозможности ходить пешком, в городе было так мало людей. Посмотрите на это, чем не Курск, где тоже отказались от зебр ради блага автомобилистов?
Красивая архитектура в городе тоже есть - как сталинская, так и европейская. Собянин бы позавидовал.
С набережной открывается вид на лес портовых кранов-жирафов, а также на причал для пассажирских судов.
Неподалёку от берега расположена Бакинская струя. Интересно, перевернёт ли Бакинская струя речной трамвайчик? Но выглядит она, конечно, величественно, уж такого в России точно нет.
Завершив обзор, мы спустились в метро и доехали до станции, рядом с которой находится железнодорожный вокзал, где Денис сразу залез в вагон, а я подошел к локомотиву и спросил машиниста о ВЛ8. С его слов, в депо Баладжары, где он работал, осталось две машины, а в остальных депо ни одной. Что ж, про Баладжары охотно верю, но информация по поводу других депо позже была опровергнута, так как несколько машин работали ещё в Гяндже. Где шатались все ВЛ8, которых на момент нашего приезда было не менее 10 штук, так и осталось для нас загадкой.
ВЛ10-1236 потащил наш поезд в Тбилиси. Проезжая станцию Баладжары, я пытался рассмотреть там ВЛ8 хоть в каком-нибудь виде, но из-за полного отсутствия в депо освещения разглядел лишь чёрные силуэты электровозов. В грузовых же парках станции были только ВЛ11 и ВЛ10.
За окном плывут огни частного сектора, беспорядочно разбросанные на склоне горы. Мы покидаем Баку – этот необычный город, с красивой архитектурой, но доступный только автомобилистам, где в центре старые и новые здания, необычные сооружения, как гигантский флаг, клумбы с диковинными растениями; на окраинах же начинается другой мир, где нормально разобрать барана по частям на виду у прохожих, и проехать через перекрёсток первым просто потому, что посигналил громче других. Жаль, что нельзя снимать в бакинском метро, поезда уж очень красивые.
Итак, моё заключение по Баку и по Азербайджану следующее. В культурной части всё как обычно – в центре всё красиво и современно, но меня, москвича, такими вещами не удивить. Быт бакинцев в жилых кварталах был мне куда интереснее, чем набережная со среднестатистическими достопримечательностями.
В части подвижного состава всё оказалось плохо. ВЛ8, ради которых, в основном, затевалась вся эта канитель, так и не выползли на свет наших объективов. ТЭ3, который за каких-то полгода до нашего приезда работал с пассажирским поездом, был заменён на 2ТЭ10М. В грузовой работе остались только ВЛ11 разных индексов, но я уже несколько раз говорил, почему они нам и даром не сдались. Самое ценное, что мы сфотографировали за два дня - электровоз ВЛ10-585, но и это совсем не то, ради чего я поехал бы в Азербайджан, зная расклад заранее. К тому же, нам было известно, что в Грузии и Армении, куда мы собирались отправиться дальше, встретить ВЛ8 ещё сложнее, поэтому стало ясно, что главная задача миссии провалена, и мне внезапно стало фиолетово, что приедет в дальнейшем. Без ВЛ8 все эти ВЛ10, ВЛ11 и прочие скучные железяки - что чай без сахара.
Зато мы развеяли миф о том, что в Азербайджане невозможно спокойно снимать поезда: совсем наоборот, локомотивные бригады оказались рады видеть фотографов и всячески нас приветствовали. Ни одного среднего пальца, ни одной недовольной морды, ни одного грубого слова в наш адрес из кабин локомотивов не прилетело.
Таким образом, интересность Азербайджана для меня, как для ЖД фотографа, оказалась сомнительна, и если я туда поеду, то только когда там отменят глупый запрет на съёмку в метро.
В 23.00 наш поезд стоял на станции Гаджигабул, где на соседнем пути мы увидели электричку ЭР2 после капитального ремонта. Откуда она взялась, если днём мы были на этом направлении и не видели ни одной электрички - было непонятно. На следующий день мы проснулись уже в прекрасной зелёной Грузии.
Ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал. До скорого!
Продолжение:
Оглавление и краткое содержание: