- Продолжение статьи о сборочно-сварочных чертежах для металлоконструкций по стандарту ISO. Первая часть статьи находится по этой ссылке.
Реалии сегодняшней трудовой практики при сварке металлоконструкций за рубежом диктуют свои правила, придерживаясь которых сварщик должен уметь изготавливать изделия "под ключ": от сборки - до правки. И поэтому никак не обойтись без знания чертежей, одним из важных составляющих которых является геометрическая толерантность.
Геометрическая толерантность другими словами - от англ. допустимое отклонение или проще говоря ровность вашей детали. Ведь сколько угодно можно уметь выставлять идеальные размеры и сваривать ровные катеты с толщинами - всё это быстро сойдёт в брак, если при сборке и сварке вы нарушили определённые правила.
Существует 14 видов геометрической толерантности, но мы коснёмся самых основных и частых, которые встречаются при работе с металлоконструкциями, так называемых "правил трёх "Пэ": перпендикулярности, параллельности и плоскости.
Для наглядности я сфотографировал один простейший чертёж на котором присутствуют все эти три параметра. Можете развернуть/скачать и посмотреть более детально:
1. Перпендикулярность
Простым языком перпендикулярность - это положение детали по отношению к другой идеальной буквой "Т", то есть со строгим соблюдением угла 90 градусов между двумя плоскостями (тавровое соединение). Рассмотрим на примере из нашего чертежа, приведённого выше:
После значка перпендикулярности (перевёрнутая буква "Т") обычно проставляется допустимое значение погрешности. На конкретном примере выше, допуск на уклон в ту или иную сторону составляет 0.5 миллиметра. Далее идёт указание поверхностей, к которым это должно быть выдержано (к примеру: поверхность "В" к поверхности "С").
Ещё один пример перпендикулярности на другом чертеже:
При сборке и контроле перпендикулярности после сварки используется обычный угольник 90 градусов.
2. Параллельность
С параллельностью, думаю тоже всё предельно понятно исходя из названия - параллельными считаются две детали до тех пор, пока находятся в одной горизонтальной плоскости (на одном уровне). Для тех, кому не понятно - смотрим на спичках:
Пример обозначения в чертеже:
Тут можно возразить и сказать, что параллельность - это две прямые, которые не пересекаются и нарушение параллельности будет выглядеть вот так:
Это утверждение верно, но к чертежам и расположению деталей в пространстве относится не будет. В нашём случае определяет теорема - две прямые в трёхмерном пространстве, стороны которых не лежат в одной ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ плоскости - НЕ являются параллельными.
Представьте себе, к примеру, раму автомобиля у которой один борт будет ниже относительно другого хотя бы на 10 мм. Думаю не стоит пояснять печальные последствия такого брака, который, при нормальном производстве, дальше зоны ОТК не выйдет.
Пример обозначения параллельности на другом чертеже:
На небольших деталях параллельность может контролироваться также с помощью угольника, а для объёмных деталей, вроде такой рамы, что представлена выше - используется электронный уровень.
3. Плоскость
Чтобы наглядно продемонстрировать толерантность по плоскости я покажу конкретный пример одной из работ, которую выполнял по чертежу для компании "LIEBHERR" (листаем галерею):
После окончания сварки плиту толщиной в 25 мм закономерно "повело" и толерантность по плоскости стала превышать допустимую:
Погрешность по плоскости составила навскидку 5-6 мм, а максимально допустимая указанная в чертеже составляет максимум 1.5 мм:
Конечно, "выкинуть" такую деталь к проверке инженера ОТК никак нельзя - после сварки необходимо выполнить правку для возвращения допустимой плоскости. Делается это несложно, смотрим галерею:
Теперь вы знаете всё о важном "правиле трёх Пэ" и их обозначения в чертежах по стандарту ISO. Удачи в нашем нелёгком деле! С уважением E.W.