Найти тему

Как общаться с человеком с ограниченными возможностями здоровья?

Благотворительный фонд "Адели" помогает
Благотворительный фонд "Адели" помогает

Инвалидов (впрочем, как и многого другого) в СССР не было. Поэтому до сих пор мы сталкиваемся с тем, что и инфраструктура у нас не очень-то приспособлена для людей, испытывающих трудности при передвижении, развитие параспорта существенно отстает от Запада, да и сами мы не вполне готовы к инклюзии. Что вы испытываете, когда встречаете на улице человека на коляске? Скорее всего, некоторое смущение: куда смотреть, как помочь, что говорить, чтобы не обидеть. Давайте разбираться, как все-таки адекватно и корректно вести себя с людьми, которые в общем-то такие же, как и все остальные, но это не точно.

Ошибка №1: срочно пытаться помочь, даже если вас об этом не просили или просили этого не делать.

Скорее всего, если вы видите человека в инвалидном кресле на улице, он знает, как ему действовать, он предусмотрел свой маршрут и рассчитал силы. Поэтому, не нужно без разрешения хватать коляску и пытаться ее куда-то поднять и затащить. Во-первых, вы не знаете, как именно ей управлять и можете сломать или причинить вред тому, кого пытаетесь спасти. Если предполагаете, что человеку нужно помочь, сначала присмотритесь хотя бы пару мгновений, потом вежливо поинтересуйтесь, нужна ли помощь.

Ошибка №2: причитать, жалеть, протягивать деньги и прочее

Если человек не ходит (не видит, не слышит и т.п.) — это совершенно не означает, что он недееспособен, нуждается. Инвалид может иметь совершенно сохранный интеллект, профессию и даже зарабатывать самостоятельно. Поэтому, по умолчанию навязывать социальные роли – занятие бесперспективное. Вам ведь это тоже было бы неприятно, да? Если действительно наблюдаете некую ситуацию, в которой имеете возможность помочь, подберите деликатные слова, чтобы донести свою мысль.

Ошибка №3: общаться пренебрежительно, надменно, считать, что у людей с ОВЗ есть какое-то «свое место», что они не должны передвигаться в транспорте в час пик или занимать проход в магазине

Надеемся, что эту тему даже раскрывать не нужно. Просто это не по-человечески, не нормально и вообще «дичь» в современном обществе, которое, к счастью, уже понимает, что все мы равны в своих правах просто по праву рождения.

Ошибка №4: выяснять у малознакомого человека какие-то подробности касательно недуга, особенно, если он дает понять, что это неприятно

Просто примерьте ситуацию на себя. На все ли вопросы «в лоб» вы готовы ответить? В принципе, нет ничего страшного в том, чтобы удовлетворить любопытство, просто не забывайте считаться с чувствами собеседника. Ну и, конечно, не забывайте, что перед вами просто человек, попробуйте рассмотреть личность за пределами заболевания, не концентрируйте внимание на болезненных моментах.

Ошибка №5: забывать о правилах этикета и такте

Большинство инвалидов говорят о том, что в общении с ними достаточно привычных правил этикета. Навязчивое внимание и обеспокоенность точно не лучшие помощники, скорее всего, это только смутит человека. Все люди хотят быть нормальными, чтобы их принимали и реагировали адекватно. Это, конечно, не исключает корректной помощи при затруднениях. Кстати, пропуская вперед или помогая передвигаться человеку на кресле-коляске, лучше говорить: «Проходите» или «Пойдем», а не «Поехали».

www.adeli-club.com
Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с ДЦП «Адели»
Тел.: +7(495) 139 63 80
fond@adeli-club.com