Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Четыре принципа, которые сделают вашу акварель эффектнее

Оглавление

Акварель — самый непредсказуемый художественный материал. Она не даёт просчитать результат на сто процентов, обязательно добавляя что-то от себя. Именно поэтому её так любят новички, а профессионалы часто избегают. Новичок может спрятать за красивым эффектом свои несовершенства, а мастер раздражается тем, что водная стихия сводит на нет его усилия и опыт.

Салимова К. В., Ландыши, бумага, акварель, 2019
Салимова К. В., Ландыши, бумага, акварель, 2019

Однако есть несколько принципов, которые помогут подружиться с непослушной средой и получить радость от сотрудничества с акварелью.

Точный рисунок

Это отдельная дисциплина для художника, которой никто не вправе пренебрегать. Рисунок — основа любого произведения, один из способов познания мира. Не зря рисунки учатся делать и биологи, и врачи, и архитекторы, и многие другие специалисты.

В живописи точные контуры предметов выявляются не везде, однако по отдельным пятнам видно, понимает ли автор форму изображаемого. Неумелость рисунка может выдать край вазы, складка на сгибе локтя или длина междоузлия стебля. Зритель прекрасно знает мир и обязательно заметит несоответствие, которое художник допустит от недостаточно выверенного рисунка.

Словом, над рисунком надо работать серьёзно, возможно даже выделять для этого отдельный сеанс, чтобы дать глазам отдохнуть и перепроверить результат.

Быстрые касания

От влажности бумаги зависит величина отступа, которые художник должен сделать от нужного контура. Мы, конечно, делаем пробы на каждом новом сорте бумаги, но промахи неизбежны. И тут важно простить себя, если краска забежала за нужную границу или одно пятно непредвиденно вошло в другое.

Все попытки вернуть красочную взвесь назад могут вызвать эффект затёртости, поэтому лучше простить себя и вернуться к уточнениям после просушки. Очень часто спасает ситуацию дополнительное пятно или подчёркивание, сделанные уже вторым слоем. А может и без них будет красиво!

Терпение!

Ограниченная палитра

Коробка с акварелью манит своей красочностью. Разворачивание новых кювет напоминает шуршание конфетными обёртками. Будто нашёл спрятанные сладости и перебираешь их в поисках самой вкусной. От этого хочется потрогать кистью все цвета, однако и здесь разумно подойти к вопросу аскетично. Три или четыре цвета часто вполне достаточно для получения богатого колорита.

Пример на моей иллюстрации.

Тут использованы синий кобальт, карминовая, зелёная тёмная и охра. Зелёный на свету выведен в тёплый оттенок охрой, в тенях углублён синим и фиолетовым (синий+карминовая). Фон справа — почти чистый синий кобальт, с характерной для кобальта грануляцией, а слева в него добавлен и зелёный, и карминовая — для глубины. Охра ни в коем случае не попадает в тень, чтобы не вносить туда тепло.

Скотч

Если вы не натягиваете большой лист на деревянный планшет, то уместно закрепить бумагу малярным скотчем по периметру. После высыхания работы скотч снимается и оставляет на листе опрятную белую рамку. Это придаёт работе законченный вид.

По тегу #акварель_кс вы найдёте и другие материалы об акварели, а также мои мастер-классы.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

«Бульдозерная выставка» 1974 года: провал или прорыв?