История гласит, что в начале шестидесятых психолог по образованию и джазовый трубач по жизни родом из крохотного поселения в Вирджинии создал один из наиболее значимых джазовых лейблов в истории под названием Impulse! и подписал на него Джона Колтрейна, перевернувшего все представления не только о тенор-саксофоне, но и джазовой музыке в целом. Зовут его Крид Тейлор, сегодня ему 92 года и за первые сорок лет своей карьеры он успел спродюсировать с тысячу альбомов на лейблах Bethelehem, ABC-Paramount, Impulse!, Verve, A&M и основать свой собственный CTI Records.
Будущий джазовый продюсер провел два года в морской пехоте, один из которых пришелся на войну в Корее. Тренировочный лагерь, где Крид проходил подготовку находился в получасе езды на север от Сан-Диего, поэтому увольнения Тейлор мог проводить в знаменитом клубе The Lighthouse, где услышал Арта Пеппера, трио Реда Норво, в котором на тот момент играл Чарльз Мингус, Тэла Фарлоу, знаменитый бесфортепианный квартет Джерри Маллигана - Чета Бейкера и многих других.
В Корею же Тейлор взял не только воспоминания об услышанном, но и десятидюймовую пластинку с записями группы Маллигана-Бейкера и проигрыватель на батарейках.
Как известно, соглашение о перемирии было подписано (за исключением южнокорейской стороны) 27 июля 1953 года, примерно в то же время, когда заканчивались два года армейского срока Крида Тейлора. Вернувшись в США он решил преследовать карьеру джазового продюсера - пробовать преуспеть имело смысл в первую очередь в Нью-Йорке.
Как вскоре выяснилось его приятель по университету принимал в участие в устройстве нового лейбла - ключевую же роль играл Густав Уилди (известный как Gus Wildi, далее Гас Уилди), небедный иммигрант из Швейцарии, проживавший в штатах в течение всего пары лет и страстно желавший начать свое, как выяснилось в скором времени коммерчески провальное, дело.
Крид Тейлор или Вифлеемская звезда
Как и собственно Тейлор основатель лейбла мало что понимал в музыкальном бизнесе - прежде чем начинающий продюсер взялся за дело Bethelehem успел выпустить лишь серию неудачных поп-пластинок на 78 оборотов и придумать довольно пошловатый вариант обыгрывания названия лейбла 'A Star Of Bethelehem' ('Вифлеемская звезда'), отсылавший к известному библейскому сюжету.
Тейлор мягко объяснил Уилди, что выпускать в 1954 году пластинки на 78 оборотов без обложек по меньшей мере не слишком современно, и обратив внимание на уже отметившуюся записью на лейбле певицу Крис Коннор предложил спродюсировать первую полноценную десятидюймовую пластинку лейбла на 33 оборота. Проверив счет в банке Уилди дал свое согласие, Тейлор же пригласил трио во главе с пианистом Эллисом Ларкинсом и в результате случился альбом 'Sings Lullabys Of Birdland' имевший успех у критики и широкой публики благодаря как безупречному музыкальному наполнению, так и хорошо продуманному пиару на радио.
Пластинка не только дала возможность Тейлору спродюсировать внушительную серию джазовых пластинок на лейбле, но и по всей видимости стала определенной вехой в музыкальной индустрии в целом - именитые певицы схожего толка, вроде Джун Кристи и Аниты О'Дэй, прежде либо не записывали пластинок в малых составах, либо эти записи не имели успеха у публики, в отличие от их оркестровых работ.
Благодаря Тейлору лейбл мгновенно переключился на выпуск джазовых альбомов - как нельзя кстати пришелся Ред Клайд, большой поклонник жанра, будущий основатель лейбла Mode, делавший записи для Bethelehem на западном побережье. В ответ на работы Клайда Тейлор запустил серию East Coast Jazz, пластинки которой вписывались в так называемую 'west coast jazz' эстетику, однако были устроены на противоположном побережье, в Нью-Йорке.
К середине пятидесятых Тейлор завязал знакомство не только с множеством музыкантов (напротив офиса Bethlehem располагался бар 'Charlie's Tavern', куда наведывались музыканты из находящегося по соседству знаменитого клуба 'Birdland'), но и другими впоследствии легендарными персонажами. Двое из них, звукорежиссеры Том Дауд и Руди Ван Гелдер, не только ответственны за значительную часть сделанных на восточном побережье записей Bethlehem, но и в целом оказались ключевыми фигурами в истории джаза.
Не меньшую роль сыграл и оформлявший пластинки лейбла фотограф и иллюстратор Берт Голдблатт, одним из первых ставший использовать в качестве обложек черно-белые снимки музыкантов и инструментов, пропущенные через цветные фильтры. Еще одним новшеством Bethlehem стало внушительное ламинирование конвертов - вскоре этот элемент был взят на вооружение другими игроками индустрии.
Воздух Нью-Йорка того времени был словно пропитан джазом - каждый раз выходя во внутренний двор своей съемной квартиры Тейлор слышал потрясавшие его звуки флейты, наигрывавшей характерные для джаза мелодические линии. Однажды он не выдержал и отправился искать квартиру откуда доносилась музыка - так он совершил одну из своих первых крупных находок, наткнувшись на занимающегося Херби Манна, впоследствии ставшего наиболее известным, успешным и влиятельным флейтистом в истории джаза.
В середине пятидесятых сформировался в целом единый музыкальный стиль лейбла - акцент был сделан в первую очередь на белых артистах. Что занятно, основными исключениями стали контрабасисты - на лейбле вышли альбомы Милта Хинтона, Оскара Петтифорда и, несколько позже, Чарльза Мингуса. Некоторую роль в общем срезе играли пластинки, устроенные на западном побережье, где белые музыканты традиционно в количественном отношении преобладали над черными, однако ньюйоркские записи тех лет также исполнены в первую очередь белыми артистами, традиционно более склонными к мягкому, 'куловому' звучанию.
Куда дальше?
Будучи человеком с определенными амбициями Тейлор стремился к другим масштабам. В газете он прочитал о том, что кино-театральная корпорация American Broadcasting Paramount Theatres, Inc. открывает собственный музыкальный лейбл, первоначально получивший название Am-Par Records, но почти сразу переименованный в ABC-Paramount. При первой же возможности Тейлор добился встречи с руководством нового лейбла и апеллируя к своим успехам в качестве джазового продюсера Bethlehem смог добиться места в новой компании.
Что интересно, согласно изданию Billboard, Bethlehem остались без своего юного дарования летом 1955-го, а присоединился к ABC-Paramount Тейлор лишь в декабре того же года. При этом записи первых пластинок по некоторым сведениям датируются осенью - каким образом они были организованы без официального зачисления Тейлора в штат остается небольшой загадкой.
Тейлор забрал с собой на ABC-Paramount целую плеяду музыкантов с которыми успел поработать на Bethlehem, не забывал навещать студию Руди Ван Гелдера, первое время использовал таланты и наработки Берта Голдблатта при оформлении пластинок. Удивительным образом крупный лейбл позволял Тейлору устраивать одну джазовую запись за другой - наиболее интересные из них в следующем материале об отношениях продюсера с ABC-Paramount и второй половине пятидесятых в его карьере.
#джаз #винил #пластинки #музыка #джазовые пластинки #джаз на виниле