Найти тему

Сафьяновые сапожки. Самое интересное о сафьяне, его появление на Руси.

Сафьяновые сапожки шитые золотом. Музей.
Сафьяновые сапожки шитые золотом. Музей.

Сафьяновые сапоги — это обувь, сшитая из особого материала — телячьей, овечьей или козлиной кожи, — который и дал им название. Ещё одна их особенность — яркая окраска.

Наверное, многие из нас помнят мультфильмы, картинки из детских книг со сказками, где «добры молодцы» щеголяют в ярких, расписных сапогах. Во времена наших предков, несколько веков назад, такая обувь была признаком достатка и богатства её обладателя. Эти сапоги шили из особого материала – сафьяна, который считался роскошью и ценился на вес золота.

Сафьяновые сапожки древней Руси. 17 век.
Сафьяновые сапожки древней Руси. 17 век.

Сегодня сафьяновые сапоги – экзотика. Они представлены в музеях, их демонстрируют на этнических выставках, но увидеть подобную обувь на улице можно нечасто. Однако, эти сапоги – часть истории, а потому забывать о них было бы несправедливо. Изготовление подобной обуви в прошлые века было настоящим искусством. Сафьян – тонкая телячья, овечья или козлиная кожа. Отличительная черта вещей и обуви, сшитых из этого материала – особое окрашивание (цвета всегда использовались яркие, сочные).

К сведению! Название «Safi» произошло от африканского слова «Asfi» (в переводе означает «разлив реки, ее устье»). Родина материала Африка.

Материал привозили кораблями с Африки в европейские страны. Из-за долгой доставки, опасной по морю его стоимость была высока, поэтому впоследствии Европа стала сама производить сафьяновую кожу, но уже в качестве сырья использовались овечьи, коровьи шкуры, что значительно удешевляло процесс выделки.

Сафьяновые сапожки, расшитые золотом. Русь, 17 век.
Сафьяновые сапожки, расшитые золотом. Русь, 17 век.

Примечательно, что в России сафьян долгое время не производили, он был привозным. Но в 1666 году царь Алексей Михайлович Романов открыл на Москве-реке первый сафьяновый завод. Дело пошло, материал пользовался спросом, а значит, новые заводы не заставили себя долго ждать.

Век за веком люди оттачивали своё мастерство, и уже в середине XVIII века в Казани и Астрахани запустили производство красного и жёлтого сафьяна. Он был не просто цветным. На поверхности кожи выполняли сложные тиснёные рисунки. Естественно, стоимость такого материала была высокой, потому из него отшивали парадную обувь и сёдла для лошадей, которые покупали важные (и очень богатые) особы.
Фантазия мастеров прошлых лет не знала границ.

Царские сафьяновые сапожки древней Руси. Музей.
Царские сафьяновые сапожки древней Руси. Музей.
Сафьяновые сапожки древней Руси. 17 век.
Сафьяновые сапожки древней Руси. 17 век.

В России из-за дороговизны такую обувь носили высшее сословие, бояре, знатные господа. Сапоги считались символом знатности, денег.

Особая технология выделки делает этот материал не только мягким и приятным на ощупь. Сафьян очень прочный, а потому сапоги из него всегда долго носились, не натирали ноги и выглядели безупречно. Их хранили в сундуках и передавали по наследству, дарили как роскошный подарок и берегли как украшение из драгоценных камней.

-6
  1. Визитной карточкой обуви был загнутый носок, который как бы подчёркивал превосходство. Также незаменимым атрибутом был каблук высотой 3-4 сантиметра.
  2. Украшали сапоги, порой, самыми настоящими драгоценностями. Так, в качестве декора использовали серебряные и золотые вставки, жемчуг, натуральные камни. Зачастую стоимость украшений была выше стоимости самих сапог.
  3. Мастера умело выкладывали необычные орнаменты, расписывали голенища позолоченными нитями. Листья, ягоды, цветы, интересные узоры – всё это воплощалось в расписные картины на голенищах сапог.
  4. Цветовая гамма была насыщенной. Успехом пользовалась красная обувь с бирюзовыми, жёлтыми или изумрудными декоративными элементами.
-7

Сафьяновые сапоги – обувь оригинальная, сегодня немного забытая. Но мода циклична, так ведь? Возможно, в скором времени стилисты вспомнят о них, и на полках обувных бутиков появятся эти интересные и красочные сапоги, но в новом, современном исполнении.