Район, примыкающий к крупному индустриальному гиганту, Уральскому Заводу Тяжёлого Машиностроения, начал появляться в 30-е годы, практически с самого начала работы самого завода.
Интересно, что строился он с противоположной к центру стороны завода. Так, по факту это был довольно долго изолированный посёлок, хоть он и вошёл административно в состав Свердловска в 1933 году.
Да и даже сейчас застройка, отделяющая его от остального города, не очень то сплошная.
Уралмаш - это конструктивизм! Первые кварталы посёлка Уралмашзавода им. Орджоникидзе построены в этом стиле, именно он был популярным в те годы в СССР.
Позже от него отошли, и чуть более дальняя линия кварталов уже застроена обычными сталинками.
Центральная площадь района - 1-й Пятилетки. Именно тут заканчивается жилая часть и начинается Завод!
Здесь соприкасаются через горловины проходных индустривальная и жилые части районов. Именно сюда ежедневно стекаются десятки лет десятки тысяч рабочих со всего района, а то и города.
Очень интересна и планировка улиц Уралмаша. Район проектировал молодой архитектор Пётр Оранский, который специально проложил улицы "треугольниками" так, чтобы большая их часть сходилась у площади, чтобы рабочие как можно быстрее попадали на проходные.
Интересна и транспортная схема района.
Можно видеть, что к 1-й Пятилетке приводят с разных сторон 2 трамвайные линии, никак на самой площади не связанные между собой. Про то, что их нужно соединить, ходят разговоры очень давно, но пока трамвайчики к разным конечным подвозят рабочих из удалённых районов Екатеринбурга.
А по самому Уралмашу ходит местный аналог маршрута "Б" - кольцевой 10-й троллейбус, подвозящий к заводу (а заодно и к станции метро) уралмашевцев.
В паре к нему из соседних кварталов вывозит 8-ка, делающая петлю в районе 1-й Пятилетки. Оба маршрута ходят с очень низкими интервалами - 3-5 минут, причём до самого позднего вечера, прямо локальное "метро". Они вывозят людей труда северных районов, застроенных уже хрущёвками и брежневками.
Ну и, конечно же, одна из главных достопримечательностей - конструктивистская Белая Башня на окраине Уралмаша, построенная архитектором Моисеем Рейшером для снабжения завода и района водой из озера Шувакиш.
Башня давно утратила основное предназначение, а с 2012 года её реконструкцией и реставрацией занимается арх-группа Podelniki.
Внутри - минимузей Уралмаша. Можно записаться на экскурсию, в ходе которой вас поднимут наверх.
Есть ещё два дома культуры: новый и старый.
А также - стадион "Уралмаш" с аутентичной вывеской.
Местами сохранились и деревянные бараки.
Конечно, нельзя не упомянуть и о криминальной славе Уралмаша. Сейчас тут довольно спокойно, а в 90-е и начало нулевых это было одно из самых опасных мест в стране. Всё благодаря одноимённой организованной преступной группировке, которая держала под контролем не только сам район, но и почти всю область.
Постоянные перестрелки, заказные убийства, грабежи и прочие ужасы тут были нормой. Одного моего друга так поздно вечером остановила тут компания гопников и заявила, что "проход по Уралмашу стоит 150 рублей". Кончилось всё, кажется, тем, что этот проход обошёлся ему несколько дороже - всей имевшейся наличностью..
Сейчас Уралмаш уже не торт. Та ОПГ уже давно разгромлена, гопники повырастали и оцивилились Тем не менее, публика здесь до сих пор довольно пролетарская и заметно отличается от средней по Екатеринбургу.
Так что Ураламаш - район с душой и интересной богатой историей. Рабочий дух здесь держится до сих пор. Даже захотелось сходить на какую-нибудь экскурсию по району от местных краеведов, если такие проводятся. Если знаете - напишите!