В разных частях арабского халифата сложились различные конструкции исламской архитектуры (Как устроена мечеть?). Наибольшее распространение получили три из них.
1. «Арабская» или колонная (столпная, гипостильная, дворовая) мечеть
Такие постройки, как правило, имели открытый двор, на одной стороне которого (отмечающей киблу – направление Каабы) устанавливались многочисленные колонны, образующие ряды (нефы), соединённые арочными сводами.
Эти своды давали верующим, пришедшим свершить молитву, так необходимую, в южном жарком климате, тень и прохладу. К таким постройкам относятся, например, мечеть Омейядов в Дамаске, Ибн-Тулуна в Каире и др.
Шедевром мусульманской архитектуры этого типа является Соборная мечеть в Кордове (Испания), называемая Мескита.
Огромная площадь, на которой она расположена, разделена неравномерно на две части: незначительная отведена под двор с источниками для омовения, остальное весьма внушительное пространство занимает колоссальный молитвенный зал, в котором расположено 856 колонн, образующих 19 продольных нефов и 36 – поперечных!
Человек, попадающий туда, невольно останавливается, чтобы охватить это, кажущееся бесконечным, пространство взглядом и понять, где же в интерьере расположен михраб?
Разноцветные, сделанные из разных пород камня (мрамора, порфира, яшмы и др.), колонны соединяются между собой двойными (расположенными одна над другой) арками, характерной для исламской архитектуры подковообразной формы. Они словно вырастают из земли, создавая иллюзию огромного, тенистого, вселенского первозданного леса, освещаемого тысячами свисающими с потолка светильниками.
Кордовская мечеть в первоначальном виде до наших дней не сохранилась: её многократно достраивали и перестраивали сами мусульмане, а затем христиане, отвоевавшие испанские земли у арабов, превратили её в христианскую церковь.
Испанский король Карл V, в XVI веке дал разрешение архиепископу Кордовы на переделку интерьеров мечети, чтобы приспособить её к нуждам христианского богослужения: 19 дверей, ведущих во двор, были закрыты, вдоль стен мечети-собора были возведены капеллы, а минарет обратили в колокольню.
Легенда гласит, что позже, когда император посетил Кордову, то был поражён арабской архитектурой бывшей соборной мечети, которую воочию до этого не видел. Тогда с горечью и упрёком он сказал архиепископу: «Вы соорудили то, что можно было выстроить где угодно, и разрушили то, что было единственным на земле».
2. «Иранская» или айванная мечеть
Особенно распространилась на территории Междуречья (Ирак, Иран), а затем в странах Средней Азии.
В таких постройках главной, доминирующей деталью становился просторный открытый двор, со всех сторон, которого располагались ниши, образованные высокими и глубокими арочными сводами, открытыми в сторону двора - айва́нами, дающие находящимся под ними, тень и прохладу.
Айванными могли быть не только дворы мечетей, часто входы в мечети оформлялись в виде грандиозного, величественного айвана, выполняющего роль портала.
Кроме того, во дворцах и резиденциях правителей айванами могли называться большие сводчатые просторные залы, открытые с одной стороны во двор, где устраивались приёмы для гостей.
Айванный тип сооружений получил большое распространение в строительстве медресе́ – средневековых мусульманских учебных заведений (которые нередко совмещали и функцию городской соборной мечети).
К постройкам такого типа относятся Соборная и Шахская мечети в Исфахане (Ирак), а также великолепный архитектурный ансамбль центральной площади старого Самарканда в Узбекистане.
Эта площадь, называющаяся Региста́н, образована фасадами трёх величественных сооружений: медресе Улугбека (1417-1420 гг.), медресе Шер-Дор (1619-1636 гг.) и медресе Тилля-Кари (1646-1647 гг.), построенных во время правления династии Тимуридов (потомков Тимура - Тамерлана), сделавших Самарканд своей столицей.
Все три, конструктивно похожие друг на друга, сооружения, отличаются, между собой, уникальной декоративной отделкой: филигранной резьбой по камню и облицовкой всех деталей разноцветными изразцами, образовывающими сложный мозаичный узор.
Самой же характерной отличительной особенностью тимури́дского стиля в архитектуре, являются купола, покрытые декоративной керамической плиткой, в которой доминирует небесно-синий цвет. Их рельефная, волнообразная поверхность, отдалённо напоминает форму бутона цветка со сложенными лепестками. Отражая солнечный свет, она блестит, как изящное дорогое ожерелье.
Регистан Самарканда входит в число красивейших площадей мира, её называют жемчужиной Центральной Азии.
3. «Турецкая» или центрально-купольная мечеть
Подобные сооружения представляли собой единый объём здания (в плане оно могло быть любой формы – круглое, квадратное, многоугольное), венчающегося весьма крупным куполом, перекрывающим бо́льшую часть внутреннего пространства, который являлся смысловой и эстетической доминантой строения.
Самая первая центрально-купольная мечеть, построенная в Арабском Халифате, это упоминавшаяся в предыдущей статье мечеть Куббат-ас-Сахра в Иерусалиме.
Однако подобный тип построек наибольшее распространение получил в Османской (Турецкой) Империи, в тех местностях, где климатические условия не располагали к свершению обрядов на открытом воздухе (в частности, там, где достаточно холодные зимы или частые дожди).
Лучше всего этот тип архитектуры представлен такими шедеврами, как мечеть Сулеймание (Сулеймана) и Ахмадие (Султана Ахмета или Голубая мечеть) в Стамбуле (Турция), а также мечеть Селимие в Эдирне (Турция).
Над созданием мечетей Сулеймана и Селима работал один из самых прославленных архитекторов исламского мира – Мима́р Сина́н (около 1490 – между 1578 и 1588 гг.).
Его творческая плодовитость просто поразительна – на его счету создание почти четырёх сотен сооружений, различного назначения: дворцы, караван-сари, бани, медресе, мечети, мавзолеи, склады, мосты, и т.д.
Причём, работал он не только в Турции, но и в сопредельных странах - в Сирии, Македонии, Боснии и Герцеговине, в Крыму.
Очевиден тот факт, что турецких архитекторов вдохновлял выдающийся памятник византийской архитектуры - храм Святой Софии (о нём подробнее можно прочитать в этой статье).
Особенно ярко это влияние заметно в архитектуре Ахмадие (Голубой мечети) г. Стамбул. Она расположена на одной оси с Айей-Софией, таким образом, что они словно в зеркало «смотрят» друг на друга, являя собой замечательный архитектурный ансамбль.
Построена Ахмадие была по приказу султана Ахмета I, архитектором Седефкаром Мехметом Ага (учеником Мимара Синана).
Своё название «голубая» мечеть приобрела из-за обилия керамической плитки этого цвета, украшающей её богатый пышный интерьер.
Ахмадие стала символом величия Османской империи и одной из главных достопримечательностей современной Турции.
Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк этой публикации и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.
Больше о культуре и искусстве стран Арабского Востока вы можете узнать из следующих публикаций:
Ислам. Кратко об особенностях вероучения
Достижения науки Арабского Востока
Классическая придворная арабо-персидская поэзия
Любовная поэзия Арабского Востока
Рубаи и Омар Хайям
Макамы, адабы и арабские сказки - несколько слов о прозе в Арабском Халифате
Как устроена мечеть?
Классические типы архитектуры мечетей
Альгамбра - жемчужина мавританской архитектуры
Изобразительное искусство исламского Востока
Как развивалась музыка Арабского Востока