Когда, говоря о музыкальных жанрах, говорят «металл» - о какой группе вспоминает в первую очередь человек, росший в 90-е годы?
Конечно, это «Metallica»
Самая известная и популярная группа в своём жанре, которую принято романтизировать во всех отношениях, начиная от якобы оригинального звучания и до навязанной идеализации участников коллектива. Точнее сказать – не коллектива даже и не группы, а самой настоящей корпорации по созданию сверхприбыльного контента.
Коммерческая музыка – это не всегда клеймо. У американцев система коммерциализации творчества всегда шла параллельно со стремлением к качеству. Американский меломан – это не наш среднестатистический неприхотливый слушатель: его не заманишь примитивной басовой «картошкой» и двумя притопами. Там, где наши коммерческие проекты стремились к упрощению и бездумной копирке с Запада, тот самый Запад, напротив, варился в самоконкуренции и оттого порождал такие – без иронии – уникальные проекты, как Metallica. Но какой ценой?
С точки зрения музыки Metallica, конечно, качественный проект. Именно Metallica мы обязаны популяризации металла по всему миру. Те, кто рос в 90-е годы, наверняка помнят, что у каждого второго подростка-неформала имелись нашивки, значки или хотя бы постеры в спальне с символикой этой группы. Ни одна школьная дискотека не обходилась без парочки попсовых медляков, которые так набили оскомину, что при обзоре музыкальной составляющей лучше вовсе их не учитывать. Хотя мы о них ещё упомянем.
Так что же из себя представляет проект «Metallica»?
Моё личное мнение об этой группе можно лаконично выразить одним предложением: музыка отличная, фирма – не очень. Музыку эту я очень уважаю и даже ездил в Амстердам, чтобы послушать любимую группу на хорошем звуке. Не удалось: вживую, увы, ребята играют очень плохо.
Для начала поговорим о том, почему участников группы и их менеджерский состав лично я уважаю куда меньше, чем творчество.
Всё великое начинается с комплексов. Так, например, Джеймс Хэтфилд, амбициозный юнец с жаждой славы и денег, неслучайно выбрал жанр металла, который считается оппозиционным стилем. Частая в металле, кстати, история – родители Джеймса были христианскими сектантами, фанатиками. Это наложило эдакий протестный отпечаток на будущее творчество Хэтфилда и спровоцировало часть его амбиций.
По знаку зодиака он – Лев, что означает острую потребность быть первым во всём. Внешне он был пугливым, прыщавым подростком, что означало нелёгкую школьную жизнь, наполненную травлей и унижениями. Уже этого достаточно, чтобы составить общий психологический портрет будущей звезды металла.
Музыкальная карьера Хэтфилда началась со знакомства с Ларсом Ульрихом. К тому моменту Хэтфилд уже успел поиграть в нескольких гараж-бэндах, уверовал в свой гитарный талант и искал музыкантов для создания коммерческого проекта. Затем к группе присоединился лид-гитарист Дейв Мастейн, но впоследствии, осознав превосходство последнего над собой, Хэтфилд поспешил с ним распрощаться.
Причиной тому стал денежный вопрос, а официальным поводом – необоснованное обвинение в недостатке умения. По факту же Мастэйн, являясь официальным участником группы и сочинителем музыки, требовал равной доли гонорара, что не нравилось жадному до денег Хэтфилду.
Вместо Мастэйна взяли гитариста куда ниже уровнем, Кирка Хэммета. Только ленивый музыкальный критик не поливал грязью навыки Хэммета – зато он был удобен для Хэтфилда и не рвался за равными правами в группе. Он был внешне привлекателен, что гарантировало внимание женской аудитории к группе. Играть Хэммет толком не умел, партии придумывал за него кто-нибудь другой, запись кое-как сводили умелые звукорежиссёры, а на концерте хороший внешний вид и энергетика затмевали недостаток таланта.
Трагическая смерть басиста Клиффа Бёртона, можно сказать, «сплотила» остальных участников – Хэммет навсегда остался в группе. Этим составом они выступают и по сей день, публично изображая крепкую дружбу (возможно, даже искренне).
В какой-то момент Metallica из просто музыкального проекта превратилась в финансового магната. Продюсеры группы разработали двухступенчатую систему по созданию иконного образа группы. Первым пунктом в мутации стал акцент на «мерч» и задирание цен на концертные билеты.
Атрибутика группы активно продавалась наравне с миллионными тиражами дисков. Второй шаг на пути к мировому господству – создание знаменитых попсовых баллад, которые пускали на массовое радио. Помимо того, Metallica активно выступала против пиратства и преследовала файлообменные ресурсы (подробнее читайте про историю с ресурсом Napster).
В конце концов к группе присоединился Роберт Трухильо, разбавив контингент в полном соответствии с текущей расовой повесткой США. Чем больше росла известность Metallica, тем сильнее группа старалась соответствовать массовому запросу. Это, конечно, не могло не повлиять на оригинальность музыки – на том же YouTube можно отыскать массу разборов песен, где группу уличают в откровенном, пусть и умелом, плагиате.
И, конечно же, на идейности коллектива это тоже отразилось. Если поначалу кто-то и считал Metallica иконой металла, противодействующего поп-сцене, в пик их карьеры и тем более в наше время утверждать этого нельзя. И это печально, что группа, являющаяся лицом жанра, на самом деле мало чем отличается от продажных, алчных и ворующих друг у друга попсовиков.