Джефф Безос очень хочет получить контракт на посадку на Луну
Джефф Безос предлагает NASA скидку в размере не менее 2 миллиардов долларов, чтобы агентство предоставило его космической компании выгодный контракт на систему посадки человека на Луну, который его конкурент, компания SpaceX Элона Маска, выиграла в начале этого года. Новое предложение Безоса - последнее в череде попыток выиграть контракт для Blue Origin.
В письме, направленном в понедельник утром администратору НАСА Биллу Нельсону, Безос заявил, что он навсегда откажется от выплат по контракту на сумму до 2 миллиардов долларов в течение первых двух лет, если НАСА включит лунный корабль Blue Origin Blue Moon в ключевую фазу программы Human Landing System, которая предусматривает высадку первых людей на поверхность Луны за последние десятилетия. Кроме того, Blue Origin самостоятельно профинансирует тестовый запуск Blue Moon на низкую околоземную орбиту, что, вероятно, будет стоить еще сотни миллионов. "Я считаю, что эта миссия очень важна", - сказал Безос. "Для меня большая честь предложить этот вклад, и я благодарен за то, что нахожусь в финансовом положении, позволяющем сделать это".
"ВСЕ, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ НАСА, ЭТО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ..."
Обращение поступило за неделю до того, как наблюдательное Управление правительственной отчетности должно вынести решение по официальному протесту НАСА против присуждения контракта компании SpaceX, поданному Blue Origin весной этого года. "Все, что нужно сделать НАСА, это воспользоваться этим предложением и внести изменения в контракт", - сказал Безос. Представитель НАСА сообщил, что агентство знало о письме Безоса, но отказалось от дальнейших комментариев "в целях сохранения целостности текущего процесса закупок и решения GAO по этому вопросу".
Внести изменения в контракт, чтобы воспользоваться предложением Безоса, не так просто, как может показаться, говорит Лори Гарвер, бывший заместитель администратора НАСА, который курировал начало программы НАСА "Коммерческий экипаж". По словам Гарвер, предложение Безоса - это то, от чего агентство не должно отмахиваться, но оно также может сработать не так, как этого хочет Blue Origin. "Я рассматриваю это как положительный знак в целом, но это не должно повлиять на текущие награды или стратегию", - сказала она.
Все началось в апреле, когда НАСА объявило, что выбирает систему Starship компании SpaceX для доставки первого за почти полвека американского экипажа людей на Луну к 2024 году, отложив предложения от Blue Origin и другого участника тендера, компании Dynetics. Эти компании все еще претендуют на участие в будущем конкурсе на полет на Луну, который все еще находится в разработке, но НАСА утверждает, что ограниченные средства, выделенные Конгрессом, позволили агентству выбрать только одного подрядчика: SpaceX.
Гарвер говорит, что "привлечение большего числа подрядчиков к участию в конкурсе всегда было планом, и приятно знать, что теперь у нас будет один из них, который тоже будет участвовать в игре". Тем не менее, она считает маловероятным, что новое предложение изменит мнение НАСА о текущем контракте. Сотрудники агентства опасаются, что изменение решения НАСА о предоставлении SpaceX одиночного контракта может породить новые юридические проблемы. НАСА не может просто "принимать предложения", потому что предлагается финансирование. Нет абсолютно ничего, что могло бы помешать компании Blue продвигаться вперед на свои собственные деньги, чтобы занять более выгодное положение и выиграть что-то в следующем раунде", - говорит Гарвер.
В своем письме Безос заявил, что предложение в размере 2 миллиардов долларов позволит "преодолеть дефицит бюджетного финансирования HLS" и "вернуть программу в нужное русло прямо сейчас", апеллируя к скорым срокам реализации программы NASA Moonshot в 2024 году и постоянной потребности агентства в дополнительном финансировании Artemis. Протест Blue Origin на решение НАСА приостановил контракт SpaceX с НАСА на сумму 3 миллиарда долларов, пока GAO разбирается в обстоятельствах дела. Крайний срок вынесения решения GAO - 2 августа, или следующий понедельник. Это решение может рекомендовать НАСА возобновить программу награждения и пересмотреть свое решение, или отклонить протест Blue Origin и возобновить текущий план НАСА.
После подачи протеста компания Blue Origin начала реализацию стратегии, направленной на то, чтобы убедить НАСА выпустить "корректирующее действие" по своему решению о HLS до того, как GAO вынесет свое решение. В мае генеральный директор Blue Origin Боб Смит совершил штурм Капитолия, а длительный процесс рассмотрения протеста GAO предоставил лоббистам Blue Origin время для продвижения законодательства, которое позволило бы НАСА потратить на программу HLS на 10 миллиардов долларов больше, часть из которых гипотетически могла бы помочь финансировать лунную посадку компании. Но оба направления их стратегии могут не осуществиться, как планировалось. Поправка, которая прошла Сенат и обсуждается в Палате представителей, была названа критиками "спасением Безоса". А протесты GAO редко бывают успешными.
Предложение Безоса о скидке в 2 миллиарда долларов - это последняя - и, возможно, самая отчаянная - попытка компании дать НАСА повод выбрать предложение Blue Origin по программе Blue Moon. Но это не первое личное предложение Безоса. В 2019 году, после яркой демонстрации в Вашингтоне посадочной платформы Blue Origin Blue Moon, Безос встретился с тогдашним администратором НАСА Джимом Брайденстайном в штаб-квартире агентства, чтобы предложить оплатить 30 процентов стоимости демонстрационной миссии Blue Origin на Луне, что на тот момент составляло примерно 200 миллионов долларов, по словам трех человек, знакомых с ходом визита.
После этого визита в Вашингтон компания Blue Origin собрала "национальную команду" партнеров, включая Lockheed Martin и Northrop Grumman. В рамках этого партнерства Northrop построит передаточный элемент Blue Moon, который поможет отсоединить систему от модуля, находящегося на орбите Луны, когда она начнет свой путь к поверхности. Blue Origin будет управлять частью, которая выведет астронавтов на Луну. А Lockheed будет руководить подготовкой экипажа к полету и строить элемент подъема Blue Moon - часть корабля, которая спускается с поверхности Луны на орбитальную космическую станцию Gateway. В письме Безоса, опубликованном в понедельник, также содержится обещание "оградить НАСА от проблем, связанных с ростом расходов партнеров".