Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Мода «прекрасной эпохи». Почему о ней сложно писать толковые статьи?

Мои давние читатели, наверное, заметили, что основной темой у меня шла эпоха турнюров (1869 – 1890). Времена Анны Карениной, Ларисы Огудаловой…

И вот, я подошла к эпохе модерна (1891 – 1915). Или к «прекрасной эпохе», «бель эпок». И сижу в большом затруднении.

Не то чтобы мне нечего показать.

Но я люблю точность. И ужасно не люблю неточность.

Например, подписи к портретам и фотографиям типа «конец 19 века».

Простите, но я и сама вижу, что это – не начало 19 века. Мне интересно узнать конкретный год.

А их-то как раз и нет.

Актриса Кэрол МакКома, около 1900 года.
Актриса Кэрол МакКома, около 1900 года.

И тут совершенно не виноваты люди, которые пишут об этом периоде.

Просто большинство фотографий «прекрасной эпохи» не имеет дат.

Такая проблема наблюдается со всеми фотографиями 19 века. Но раньше выручали портреты…

  • С улучшением качества фотографий интерес к портретам упал. Дамы стали заказывать их реже.
  • А художники принялись искать новые формы.

Эпоха модерна – это эпоха поиска новых форм в искусстве и архитектуре. Ну и в женской моде, конечно.

Матильда Кшесинская, 1908 год.
Матильда Кшесинская, 1908 год.

Больше полувека в искусстве господствовал историзм – подражание ушедшим эпохам.

Например, интерьеры «второго рококо» – подражание 18 веку.

Луиджи Премацци. Особняк барона Штиглица, Гостиная. 1860-е - 1870-е годы.
Луиджи Премацци. Особняк барона Штиглица, Гостиная. 1860-е - 1870-е годы.

Ну а женский костюм подражал ушедшим эпохам весь 19 век.

И вот, наступает эпоха модерна. Новые идеалы, формы…

Только как изучать моду, если художники не стремились делать фотографически точные портреты, а на фотографиях нет датировок?

К счастью, есть картинки из журналов мод.

Да только далеко не всегда фотографии можно соотнести с картинками.

А хочется именно соотнести. Чтобы картинки ожили, и все модные изменения стали предельно понятны.

Ну да ладно. Глаза боятся, а руки делают:)

Коротко об особенностях моды "прекрасной эпохи".

1. В 1890-х, под влиянием новых эстетических идеалов, женский костюм становится более удобным и функциональным. В моде - деловые костюмы, состоящие из жакета и юбки, а также юбки с блузками.

Июнь 1898. Модные блузки.
Июнь 1898. Модные блузки.

2. С 1900 года в моду входит образ хрупкой, эфемерной красавицы. Появляется «S» - образный силуэт платья.

Вечернее платье с «S» - образным силуэтом.
Вечернее платье с «S» - образным силуэтом.

3. Поэ­ты и художники начинают сравнивать женщину с загадочным сфинксом и нимфой. А дизайнеры стремятся придать женскому силуэту сходство с цветком или бабочкой.

Бальное платье. Жан Филипп Ворт. 1898 год.
Бальное платье. Жан Филипп Ворт. 1898 год.

4. В стиль модерн главное – декор. Основной мотив – вьющееся растение.

Платья украшались аппликациями и вышивкой. Популярная тематика орнамента – цветы, листья, водоросли.

Бальное платье императрицы Александры Фёдоровны. 1896-1897 годы. Атлас, шифон. Фотография с сайта Эрмитажа.
Бальное платье императрицы Александры Фёдоровны. 1896-1897 годы. Атлас, шифон. Фотография с сайта Эрмитажа.

5. В моде – асимметрия. Косые, изогнутые линии.

Румынская принцесса Мария в вечернем наряде, 1900 год.
Румынская принцесса Мария в вечернем наряде, 1900 год.

6. Как и на протяжении всего 19 века, малейшее изменение силуэта платья приводит к появлению новой модной причёски.

Начало 20 века. Причёска дамы гармонирует с силуэтом платья и широкой юбкой.
Начало 20 века. Причёска дамы гармонирует с силуэтом платья и широкой юбкой.

На этом пока всё. Довольно писать "в общем и целом":)

Как женское платье приняло S – образный силуэт. Корсеты и «превосходные бюсты» начала 20 века.

Мои статьи о моде конца 1880-х:

Самые строгие и самые открытые наряды за весь 19 век. Контрасты моды конца 1880-х.

Похожие красные платья на портретах художников 1880-х. Пикантные и невероятно простые.

Императрица Мария Фёдоровна и женская мода 1880-х.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!