Лахта-центр анонсировали новый небоскреб высотой 703 метра рядом с уже возведенным в Приморском районе. Параллельно вокруг строятся апартаменты, деловые здания, паркинги, подземный переход. Превратится ли эта локация со временем в аналог столичного Москва-Сити? Какие у нее перспективы? Что это даст городу?
Я думаю, небоскребы будут гармонично выглядеть рядом, формируя новую небесную линию, как например это выглядит в Шанхае.
Два небоскреба в ансамбле будут смотреться гораздо выгоднее, чем отдельные разрозненные строения. Такая комбинация задает основу нового бизнес-района. В другом месте новый небоскреб смотрелся бы, как инородное тело, которое могло бы негативно сказаться на облике и видах классического Петербурга.
Плюсы
Стоит учесть необходимость формирования единого делового квартала по типу «Ла-Дефанс» или Лондонского «Сити». С одной стороны, они дают возможность полета фантазии и реализации замыслов современных архитекторов. Они помогают архитекторам показать свой новаторский подход, и одновременно с этим не портят старый город, позволяют ему оставаться в своем изначальном виде. Бизнес-районы выстраивают собственную экосистему внутри себя и помогают проложить линию между современностью и классикой — связать их воедино.
Следующий неоспоримый плюс — наличие такого района стимулирует бизнес-туризм в стране в целом и в городе в частности. Появление новых гостиничных и офисных комплексов, апартаментов, нацеленных на бизнес-индустрию, влечет за собой массу преимуществ для экономики города, создания новых рабочих мест.
Это переосмысление коммерческой недвижимости, ее престижности и локаций. Часть компаний захочет перебраться в новый бизнес-район, иметь офис, в котором несомненно будет престижно. Кроме того, создание современного бизнес-района поднимет комфорт и технологичность офисов и требования к ним на новый уровень.
Минусы
С другой стороны, мы можем столкнуться с проблемой, знакомой вышеупомянутым бизнес районам Ла-Дефанс и Лондонскому Сити — после окончания рабочего дня в опустевшем районе возрастала преступность.
Как решить этот вопрос? Есть два пути. Первый — наем большого количества охраны, что затратно и непрактично. Второй способ — заселение района, облагораживание его не только в бизнес плане, но и жилыми площадями. Благодаря этому район не будет затухать после того, как окна бизнес-центров погаснут.
Стоит учесть, что бизнес-районы — это новшество для многих стран, а тем более для России. Даже учитывая, что у нас есть опыт построения таких районов — «Москва-Сити» — этот вопрос еще недостаточно изучен.
К примеру, в упомянутом «Москва-Сити» можно выделить проблему облагораживания. В каменных джунглях, наполненных апартаментами, торговыми центрами и офисами, нет возможности отдохнуть в зелени, расслабиться. В приоритете парковочные места и необходимая инфраструктура. Люди становятся заложниками такой самодостаточной системы.
Создание нового бизнес района в Санкт-Петербурге при недостаточном внимании к известным в мировой практике минусам увеличит нагрузку на транспортную сеть Петербурга. В связи с этим также необходимо регулирование транспортных потоков и строительство новых дорог. Эта проблема тоже может быть частично решена через государственно-частное партнерство, как в проекте с ЗСД.
Рентабельность такого рода проектов тоже большой вопрос. Но итоговое влияние нового района, его привлекательность, имидж, можно оценить только спустя десятилетия.
Юрий Голышев, руководитель строительных проектов компании «Строй ЮГ»